О проекте
Мы хотели на территории нашего района создать общее для всех жителей культурное пространство, объединить их друг с другом при помощи самого ценного, что есть у маленького народа, — его духовных традиций.
Приоритетными задачами проекта стали объединение жителей Казымского региона и сохранение традиционной национальной культуры народов, проживающих на его территории. Одним из самых важных с сакральной и культорологической точек зрения для местного населения является древний ритуал «Медвежьи игрища». Он ведет свою историю с самых древних времен и традиционно проводился в доме охотника, добывшего медведя. Ритуал состоял из сакральной (священной) и профанной (светской) частей и мог продолжаться до 5 дней. В сакральной части были закреплены, порой в иносказательной форме, морально-этические принципы, обычаи, мифологические и мистические категории, важные для всего народа. В профанной части все тоже самое преподносилось в более конкретной, упрощенной трактовке и наглядной форме. Ее понимание не требовало специальных знаний (сакрального языка, например) и было доступно даже детям.
Марина Кабакова
Автор проекта
В современном мире все меньше места остается для подобных событий, молодые люди не знают языка, исполнителей, знающих порядок проведения ритуала и владеющих искусством исполнения традиционных песен, становится все меньше. И хотя ханты не исчезающий народ, мы вполне можем потерять этот пласт нашей традиционной культуры, если не начнем активно его сохранять. Потому в нашем проекте большая роль отведена именно возрождению традиции, налаживанию процесса ее преемственности.
На возрождение этого древнего ритуала была направлена основная активность организаторов проекта. В первую очередь необходимо было решить задачу адаптации древнего действа к современным условиям. Нужно было заинтересовать людей, вовлечь их в процесс, который со временем бы привел их на новый уровень восприятия собственной культуры и вовлеченности в процесс ее сохранения.
Марина Кабакова
Автор проекта
Территорию вокруг реки Казым, где проживают представители трех народов хантов, лесных ненцев и комизырян, называют «Землей Кошачьего Локотка» или «Землей Соболиных Коленей». Эти названия связаны со священными образами духа-покровителя территории казымской Богини Вутими. На этой земле все живое, все священно. Медведь — младший сын верховного бога Торума, также считается священным животным. Добывать его можно, но душу Медведя следует выпустить на небо, «отпеть». Именно с этим «отпеванием» и связано проведение ритуала «Медвежьих игрищ», на который традиционно собирались люди из разных стойбищ и поселений, отделенных друг от друга сотнями километров. Праздник объединял людей, давал возможность выражаться, воспитывал молодежь. На таком празднике обычно знакомились молодые люди, завязывались связи, строились планы на будущее.
В качестве такой «точки входа» организаторы выбрали профанную часть ритуала — импровизационный театр берестяных масок, в которой традиционно разыгрывались сценки, обличающие человеческие пороки. От сакральной части, где исполнялись песни духов-богов, с очень строгими правилами и канонами, профанная отличается большей свободой действия. Исполнитель в маске является автором, актером и режиссером в одном лице. В свою историю он часто включает зрителей. Представление имеет комический характер, но и поучает одновременно.
Организаторы проекта провели несколько обучающих программ — «Школ берестяных масок «Лунгалтуп». Участников обучали традиционной пластике движений, танцам, песням, рассказывали о традиционных сюжетах и способах их адаптации к современным условиям жизни, хантыйскому языку. Среди учащихся проводили конкурсы по нескольким номинациям.
Позже с участием детей, молодежи, людей более старшего возраста, посещавших школы «Лунгалтуп», а также хранителей традиционной культуры (мастеров-исполнителей), сотрудников музея, ученых этнографов был поставлен спектакль «Апщи», в котором участники в костюмах и берестяных масках исполняли традиционные песни, разыгрывали сюжеты народных притч, показывали созданные по образам традиционных сценки из современной жизни. Спектакль пользовался очень большой популярностью у зрителей, получил поддержку у органов государственной власти, и даже породил целую волну подражаний.
В результате реализации проекта в селе Казым сложилась этноакадемия и школа «Медве-жьих игрищ», в которых стали обучать всех желающих традиционным искусствам исполнения сакральных песен, участия в театрализованных представлениях в масках, изготовлению самих масок и прочим искусствам, связанным с ритуалами народов, проживающих на территории реки Казым.
Марина Кабакова
Автор проекта
После реализации проекта мы стали лучше понимать, что именно нам нужно. Например, праздник «Медвежьих игрищ» делать фестивальным мы не будем. Это совершенно не соответствует его духу и нашим целям по возрождению традиций. Но мы пришли к тому, что нам нужен собственный фонд, который будет управлять процессом дальнейшей работы по сохранению традиций нашего народа, в том числе аккумулировать различные средства на поддержку и развитие этой деятельности.
Несколько лет назад я закончил 9 классов. Где-то учиться у меня не получилось. В армию меня не берут. Я не работаю. На сходе граждан я узнал, что приглашают в команду проекта «Театр берестяных масок». Я сходил. Мне понравилось. Я стал ходить в музей и делать сувениры к проекту. Нашел парней, которые тоже стали ходить. Потом принял участие в конкурсе на лучшую эмблему и занял 1 место. Мне подарили планшет для рисования. Я очень обрадовался, потому что люблю рисовать. Потом меня позвали в с. Осетные на сессию Школы Медвежьих игрищ. Осетные — это родина моих предков, где я давно не был. Поэтому я сразу согласился. Там я стал играть в сценках из медвежьих игрищ. У меня стало получаться. Сейчас я буду участвовать в спектакле. А летом меня позвали работать на детское стойбище мастером. Я еще никогда не работал мастером. Мне очень повезло, что в музее организовали такой проект. Он помог мне найти свое дело.
Год назад я освободился из тюремного заключения. Привез жену. Теперь мы с ней вдвоем живем на стойбище оленеводческом в районе д. Нумто. Дома я не был 8 лет. В Казыме живет моя тетя, куда мы приехали с женой по своим личным делам. И тетя нас позвала в музей. Там я узнал, что будет проходить Школа Медвежьих игрищ в стойбище Осетные. Я в детстве был на Медвежьих игрищах и всегда хотел сам петь. Но у исполнителей очень сложный и непонятный язык. И вдруг мне предлагают принять участие в Школе. Я, конечно, согласился. Исполнилась моя мечта. Там, в Школе, я стал немного понимать язык песен. Знающие люди расшифровывали все песни. Мы семь дней пели ритуальные песни. Давно уже так много дней не поют на празднике. А мы пели. Мне подарили МП3-плеер, куда я записал все эти песни и теперь на стойбище их слушаю и про себя пою. И жду, когда будет следующая школа Медвежьих игрищ и сама церемония Медвежьих игрищ, чтобы я смог принять в ней участие не как зритель, а как участник. Спасибо организаторам за такой проект. Это дорогого стоит.