Конкурс проектов 2015

2015-2016
Дальневосточный ФО, Приволжский ФО, Северо-Западный ФО, Северо-Кавказский ФО, Сибирский ФО, Уральский ФО, Центральный ФО, Южный ФО

О конкурсе

II Всероссийский конкурс проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл» призван содействовать развитию малых городов и сёл России с помощью запуска и воплощения в жизнь долгосрочных социокультурных проектов, направленных на вовлечение и сплочение местных сообществ средствами культуры с опорой на детско-юношескую аудиторию, как самую активную и созидательную силу общественных изменений.

Для подобной направленности конкурса были свои основания. Они связаны с четким пониманием того факта, что без стремления самих местных жителей менять жизнь вокруг себя все вложения в культуру, вероятнее всего, не приведут к желаемым долгосрочным результатам. Только с участием местных сообществ можно запустить процессы перехода от «выживания» территорий к их «развитию». Это требует усиления роли, которую местные сообщества играют в жизни своих поселений, и подразумевает стимулирование их участия в проектах и инициативах, направленных на позитивные преобразования средствами культуры.

Поэтому появление социокультурных проектов, инициируемых «снизу» и ориентированных на вовлечение в реализацию земляков, можно и нужно стимулировать, поскольку именно они отвечают на внутренние потребности местных сообществ и способствуют сплочению и самоорганизации горожан/селян.

Одним из ожидаемых эффектов реализации проектов-победителей организаторы конкурса считали способность команд в долгосрочной перспективе формировать «центры притяжения» социокультурной активности для дальнейшего развития своей локальной территории. Именно поэтому слоган конкурса — это «Люди, меняющие мир вокруг себя».

Среди важнейших критериев оценки проектов были их партнерский потенциал (способность использовать существующие или создавать новые партнерства внутри территории), долгосрочность эффекта, актуальность и значимость их тем для территории и жителей.

В 2015 году на конкурс было подано 600 заявок со всей страны. Проекты отбирались в два этапа. Сначала экспертным советом на территории соответствующего федерального округа были отобраны полуфиналисты конкурса. В полуфинал вышли 129 заявок. Их авторам была предоставлена возможность принять участие в обучающем семинаре, который был направлен на повышение навыков социокультурного проектирования и включал консультации по подготовке заявки на второй этап конкурса.

По итогам этого отбора победителями конкурса стали 56* проектов из 36 регионов страны.

Общая сумма финанасирования 30,6 миллионов рублей.

В связи с отказом заявителя от грантовых средств проект «Собор народных талантов» (ст. Азовская, Краснодарский край) на сайте не представлен.

Цели

  • Поддержка проектов в сфере культуры, направленных на сплочение и активизацию местных сообществ в малых городах и селах России с целью развития своих поселений и обладающих возможностью на своей основе формировать «центры притяжения» социокультурной активности для долгосрочного развития своей территории.

Задачи

  • Содействие формированию в местных сообществах точек роста социокультурной активности, способных обеспечить переход от пассивной (потребительской) к активной (содействие и сотрудничество) степени вовлеченности местных жителей в преобразование своей территории средствами культуры.
  • Выявление лидеров местных сообществ, имеющих видение развития своих территорий средствами культуры и создание условий для реализации их инициатив в области культуры.
  • Создание условий для разностороннего развития людей в малых городах и селах.
  • Развитие сотрудничества и формирование партнерских связей как между учреждениями/организациями культуры и образования и общественными организациями, органами власти и бизнесом, так и между активными общественными силами соседних территорий с акцентом на сетевое взаимодействие.
  • Запуск механизмов по развитию малых городов и сел средствами культуры на средне- и долгосрочную перспективу.

Приоритеты

  • Ориентация на формирование «точек роста» социокультурной активности на территории и способных привлечь местных жителей и, в первую очередь, детско-юношескую аудиторию к преобразованиям своих территорий.
  • Нацеленность на развитие идентичности малых городов и сёл, сохранение и актуализацию культурного наследия.
  • Развитие творческого потенциала жителей, и в первую очередь детско-юношеской аудитории, появление у них новых навыков и компетенций; содействие повышению качества и разнообразия культурной жизни малых городов и сел.
  • Инициирование разнообразных форм взаимодействия - междисциплинарных, межведомственных, межрегиональных, межпоколенческих и пр., способных предложить модели сетевого взаимодействия по развитию своих и соседних территорий средствами культуры.