Сельская гончарная студия «Чауская керамика»
О проекте
Проект по созданию гончарной студии и воссозданию забытых гончарных традиций в поселке, который раньше славился искусством колыванских гончаров, в основном был призван активизировать местное население, объединить жителей в единое сообщество неравнодушных к будущему района людей.
Колывань на реке Чаус относится к числу исторических поселений и ведёт свою историю от Чаусского острога, который был основан в 1713 году для обороны южных границ Российского государства в Западной Сибири от набегов кыргызов. Со временем поселение утратило военные функции и новый импульс развитию его хозяйственной жизни дал Сибирский тракт, который в конце XVIII века прошёл через острог. В поселении стала развиваться собственная торговля. Население, помимо традиционных сельскохозяйственных занятий, стало заниматься извозом, появились ремёсла, изделия колыванских гончаров из голубой глины стали очень популярны среди сибирских купцов, которые торговали ими по всему тракту, а также в Китае и Монголии. Но строительство Транссибирской магистрали лишило город существенной доли его значимости в торговле. В дальнейшем значение Колывани продолжало уменьшаться. Это привело к тому, что в течение ХХ века ремесла, которыми город был славен, стали постепенно угасать. Карьеры были заброшена, мастерство забыто. Но в последнее время у местных жителей стало появляться желание возродить забытые умения.
Проект «Чаусская керамика» в первую очередь был нацелен на возрождении традиций гончарного дела, которое, по мнению автора, должно было дать жителям возможность принять деятельное участие в оживлении социальной и культурной жизни села.
Проект пришёлся «к месту и ко времени». Главным доказательством этого была и его популярность среди жителей города всех возрастов (хотя изначально основной аудиторией должны были стать люди старшего поколения), и то, что он удачно встроился в довольно сложную череду событий и разнонаправленных действий, которые все вместе в итоге привели к внушительному результату.
Я очень давно хотела открыть в Колывани дом ремесел. За год до начала этого проекта с помощью гранта от администрации Новосибирска удалось издать сборник о
На грантовые средства было закуплено оборудование для гончарной студии, в которой занимаются и взрослые, и дети. С помощью активных энтузиастов в доме ремесел сделали так называемую «Русскую горницу» с настоящей русской печью и традиционной мебелью. В ходе реализации проекта был проведен межрайонный детский фестиваль «У истоков», участниками которого стали более 500 человек, издана брошюра с именами талантливых детей и их наставников. В канун Рождественских праздников проведено событийное мероприятие «У Федора гончара» в честь возрождения «колыванской/чаусской» керамики, на котором присутствовали ремесленники, творческие люди из района, Новосибирска, команда проекта и его партнеры. Сделаны первые шаги по разработке линии сувенирной продукции, средства от продажи которой стали неплохим подспорьем для завсегдатаев дома ремесел.
Благодаря проекту появилась возможность предоставлять жителям района и области новые услуги культуры:
Наш дом ремесел является экспериментальной площадкой по разработке дорожной карты «Развитие ремесел в Новосибирской области», поэтому к нам приезжают делегации для передачи опыта. Недавно посетили коллеги из Коченевского района, Совет ветеранов образования Новосибирска, студенческий коллектив педагогического университета, института искусств, делегация Областного дома национальных культур, специалисты областного дома народного творчества, городские и районные школы.
Созданный в результате реализации проекта «Чаусская керамика» дом ремесел «Слобода» дал хороший толчок к развитию поселения и территории в целом. Гончарное ремесло стало фактором, объединившим жителей самых разных возрастов, мастеров ремесленников, общественные организации и даже высшие учебные заведения региона в крепкое сообщество единомышленников. Благодаря ему
В 2016 году автор проекта Наталья Дружинина прошла стажировку по программе «Культурная практика» в учреждениях культуры Свердловской области, где познакомилась с новыми формами привлечения населения в процесс создания ремесла, отражающего историю и современность, а также изучила опыт привлечения новых партнеров в раскрытие нового творческого потенциала территории.