Фонд Тимченко

Стратегическое развитие культуры на малых территориях

В течение лета Экспертный совет по малым территориям анализировал возможности улучшения жизни в малых территориях. Цель – отразить интересы малых городов и сел в стратегических документах. Одна из стратегических сессий была посвящена теме культуры как фактора территориального развития. Публикуем рекомендации, сформированные по итогам данной работы и направленные в Министерство культуры РФ.

Государственные приоритеты в отношении культуры
1

Культура традиционно понимается как деятельность, формирующая ценностные ориентиры общества, как отрасль, определяющая имидж нашей страны в мире. Однако в малых городах и селах она имеет и другое значение – культура определяет базовый уклад жизни, повседневную активность граждан, формирует местные сообщества. Целевая модель развития культуры в селах и малых городах – не стремление к профессионализации по различным видам искусств, а творческая активность, дающая поселениям новый смысл существования через опору на инициативных граждан и объединения, местные НКО, детские школы искусств, музеи, клубы и библиотеки. Целесообразно выделить развитие культуры в малых городах и селах в отдельный блок нацпроекта «Культура», в рамках которого предусмотреть более широкий подход к культуре, включающий социокультурные инициативы граждан, деятельность творческих союзов, НКО, ТОСов, субъектов малого предпринимательства. Кроме того, необходимо выделить ресурсы на обучающие программы и площадки для общения и обмена опытом. Для координации процесса целесообразно создать отдельный проектный офис по развитию культуры в малых городах и селах на базе Министерства культуры.

Культура и учреждения культуры
2

Многие объекты культуры в малых городах, спроектированные и построенные еще во второй половине XX века или ранее, воспринимаются в XXI веке как безнадежно устаревшие. Более общая проблема – недостаточное владение работниками культуры в малых городах и селах современными формами и форматами культуры.

Целесообразно разработать систему специальных мер по модернизации и развитию объектов культуры в малых городах и селах. Необходимо предусмотреть в данной системе образовательный модуль, в частности, предполагающий стажировки работников культуры в организациях, использующих современные форматы (театрах, галереях, арт-проектах, фестивалях и т.д.).

3

Профиль деятельности учреждений культуры часто не совпадает с запросом местного населения. В результате культурные учреждения и объекты не выполняют роль общественных пространств, создающих, в том числе, среду для самовыражения и самореализации самих граждан.

Целесообразно разработать обучающие программы для руководителей учреждений культуры по работе с культурными сообществами и организации общественных пространств. Стоит учесть соответствующий опыт города Москвы по работе с библиотеками и городскими пространствами. Важно упростить механизм предоставления помещений клубов и библиотек под деятельность НКО, творческих союзов, ТОСов, неформальных объединений граждан, это поможет вдохнуть в них новую жизнь и создать атмосферу, поддерживающую и стимулирующую разнообразные формы творческой активности.

4

У сотрудников учреждений культуры малых городов и сел часто нет знаний и компетенций относительного того, как подать заявку на участие в грантовых программах, что существенно осложняет доступ к финансовым ресурсам.

Можно предусмотреть в рамках программ национального проекта «Культура» и других грантовых программ бюджет (5% – 10% от общей суммы) на повышение квалификации работников культуры и глав муниципальных образований в области использования грантовых инструментов.

5

Одной из проблем государственных и муниципальных учреждений культуры является узкий и слишком традиционный ассортимент предлагаемых населению услуг.

Важно выделить ряд дополнительных направлений (например, интернет-грамотность, бизнес-грамотность), которые могли бы предлагать жителям Дома культуры в городах и селах. Предусмотреть разработку типовых решений и обучающих программ по данным направлениям для работников ДК.

Культура и общественные силы
6

Культура как фактор интеграции местных сообществ часто недооценивается. Сокращающееся финансирование бюджетных организаций культуры не способствует их вовлечению в творческое взаимодействие с обществом. Система оценки эффективности средств, выделяемых на культуру, опирается на количественные показатели (количество ДК, музеев и т.д.), при этом социальный эффект культуры, ее долгосрочное воздействие на общество остаются вне области оценки.

Целесообразно разработать в рамках нацпроекта «Культура» программу для муниципалитетов по работе с местными сообществами как субъектами культуры. Важно разработать критерии эффективности и ключевые показатели эффективности (KPI), учитывающие действительное вовлечение жителей в культурную жизнь. Для измерения социального эффекта культурной политики в малых городах целесообразно ввести независимую оценку для региональных властей. Возможный критерий оценки – количество проектов, реализованных совместно властью и активными гражданами.

Дополнительно в рамках нацпроекта «Культура» в отношении малых городов и сел было бы важно:

• включить в программы обучения местному самоуправлению работу с НКО, творческими союзами, ТОСами, неформальными объединениями граждан и другими объединениями;

• разработать методические рекомендации для региональных властей по работе с НКО и творческими союзами, ТОСами, неформальными объединениями граждан и другими объединениями;

• учесть опыт работы крупных благотворительных фондов и других общественных организаций по развитию культурной среды малых территорий.

7

Культурные лидеры в малых городах и селах в настоящий момент оказываются за пределами системы государственной поддержки культуры, хотя именно они в основном формируют очаги культурной активности. Стратегия поддержки лидеров позволила бы избавить государство от необходимости изобретать и внедрять наборы стандартных идей и предложений, которые часто не работают. Придуманные и осуществленные лидерами успешные проекты нуждаются в продвижении, но не с целью превратить их во всеобщую норму, а для того, чтобы создать через взаимодействие лидеров творческую среду, позволяющую генерировать идеи.

Важно предусмотреть поддержку не только зарегистрированных НКО, но и активных групп граждан, не имеющих юридического лица. В нацпроекте «Культура» можно предусмотреть федеральный конкурс проектов, представленных лидерами культурных инициатив в малых городах и селах.

Культура и бизнес
8

В России пока не сформирована политика развития творческих предприятий, в отличие, например, от политики развития наукоемких отраслей. Это препятствует системному развитию творческого сектора экономики сел и малых городов.

В рамках нацпроекта целесообразно предусмотреть возможности проведения исследований, картирования, макро и микроэкономической аналитики творческих предприятий.

9

В законодательстве не прописаны возможные формы взаимодействия между органами культуры и бизнесом, в том числе, социальным. Муниципалитеты не имеют реальных финансовых стимулов для работы с малым бизнесом, оказывающим услуги в сфере культуры.

В рамках нацпроекта «Культура» возможно выделить социальных предпринимателей, работающих на малых территориях, в отдельную категорию (целевую группу), и разработать механизмы их поддержки. Целесообразно разработать рейтинги малых городов и сел по развитию социального предпринимательства в сфере культуры.

В плане финансовой поддержки для коммерческих организаций могут быть разработаны доступные программы малых кредитов, а для некоммерческих — программы малых грантов. В первом случае задача нацпроекта — стимулировать банки к развитию программ микрокредитования творческих предприятий. Во втором случае бюджет программ малых грантов может формироваться на основе регионального бюджета. Может быть организована юридическая поддержка малых и средних предприятий в сфере культуры. Также необходимо выделить ресурс на консультирование творческих предпринимателей по вопросам ведения бизнеса, финансового менеджмента, маркетинга производимых ими товаров и услуг. Консультации и тренинги могут осуществляться силами специальных агентств, выбираемых на конкурсной основе.

10

У частного бизнеса и НКО нет полномочий, позволяющих им осуществлять работу на государственных объектах культуры.

Целесообразно рассмотреть возможность изменения правил работы на государственных объектах с допуском НКО, обладающих необходимой квалификацией.

11

Бренд территории сегодня не рассматривается как полноценный элемент культурной политики.

Стоит выработать федеральную систему поддержки местных брендов. В этой работе важно отталкиваться от понимания бренда не как логотипа территории, а как фактора идентичности, способствующего сохранению населения. В рамках нацпроекта «Культура» возможно создать программу разработки брендов малых городов и сел (с отбором заявок – по аналогии с конкурсом «Комфортная среда» Минстроя РФ). Продвигать их за счет федеральных ресурсов, в том числе, информационных.

Также целесообразно предусмотреть систему точечной грантовой поддержки ключевых культурных идентификационных проектов-событий малых территорий – с подключением к единому событийному календарю региона и страны.

Культурное наследие
12

Работа с культурным наследием осложнена противоречиями в законодательстве (между Градостроительным кодексом и ФЗ-73 и др.) и отсутствием согласия между действующими силами (культурно-охранительной общественностью, бизнесом, архитектурно-градостроительным сообществом). Статус исторического поселения не помогает развитию, а зачастую сдерживает его. В области культурного наследия преобладает охранительная установка – акцент на запреты, а не на эффективные решения по капитализации памятников и нематериального наследия.

Необходимо выделить в программе рекомендуемые решения по работе с исторической архитектурой в рамках действующих ограничений. Возможный пример – создание в рамках нацпроекта стимулирующих мер по использованию оригинальных и одобренных историко-культурной экспертизой решений и материалов на работах в исторических пространствах.

Также возможно выделение в рамках нацпроекта «Культура» общественных организаций, волонтеры которых, при наличии соответствующей квалификации, получали бы допуск к работам на объектах культурного наследия.

13

Действующие механизмы наполнения муниципальных бюджетов не позволяют полноценно поддерживать ни инфраструктуру, необходимую для сохранения историко-градостроительной среды, ни саму среду.

Возможна разработка и выделение особых статусов территорий в рамках нацпроекта «Культура» (например, «город традиционных ремесел»). Необходим выход на обеспечение данных статусов минимальными ресурсами поддержки, в том числе, правом осуществления туристического сбора и его аналогов.

По материалам сайта Экспертного совета по малым территориям