Вдали от мегаполисов
О проекте
Суть проекта в том, чтобы создать модель так называемого соучастного краеведения — заинтересовать жителей историей родного города и привлечь их к изучению и сохранению значимых объектов и локальных культурных памятников.
Идея проекта возникла не только из одного желания укрепить локальный патриотизм и помочь жителям Ростовской области определить черты своей региональной идентичности. Активизация местного сообщества являлась, конечно, основной целью проекта. Но в него было вложено дополнительное послание, адресованное тем, кто давно уехал из родных мест.
Этот проект для моей сестры, которая уже много лет живет заграницей, но ей дорог наш маленький город. Этот проект для моей мамы, которая жила в таком же маленьком городке только на Урале и до сих пор помнит его улицы и дома. Этот проект для меня и моего сына, потому что мы живем в маленьком городке, которому хотим и можем помочь маленькими делами.
Главным ресурсом и залогом успешной реализации проекта было создание одноименного интернет портала. Он имеет интуитивно понятные интерфейс и оформлен в виде «народных» карт, которые наполняются самими пользователями (участниками проекта). С его помощью информация, собранная участниками, обо всех значимых фрагментах локальной истории структурируется, сохраняется и попадает в открытый доступ.
Являясь наиболее глобальным результатом проекта,
Однако, следует признать, что инициаторами данных мероприятий в период реализации проекта, как правило, становились наши активисты. То есть. данная инициатива не рождалась в виртуальной среде, а после воплощалась в «реале», а наоборот. Но в будущем, мы надеемся, этот механизм заработает как нужно.
Для того чтобы привлечь к участию молодежную аудиторию организаторы провели несколько конкурсов — фотографий, экскурсионных маршрутов, поделок местных ремесленников, и мероприятий по благоустройству городской среды.
Замечательно, что желание участвовать в конкурсах, как показало интервьюирование участников, было связано не только с получением призов, но и с возможностью самореализации и потребностью «показать красоту родных мест» и сохранить их для детей.
Проект вызвал активный и положительный отклик у аудитории. Вместо трех территорий, которые организаторы планировали охватить в начале проекта, в результате в нем приняли участие жители 15 муниципальных образований. Многие объекты были открыты местными жителями заново — что казалось привычным и неинтересным, обрело смысл и ценность.
Показательно, что если на стадии проектирования 37% респондентов считали, что в городе «ничего интересного нет», а 40% считали, что «интересного много, нужно только в порядок привести», то теперь соотношение составило 20% и 47% соответственно.
Благодаря своей разносторонней направленности и актуальности проект объединил большое количество самых разных людей — и фотографов, и молодых родителей, и уехавших из родных мест жителей, и молодежь, которая активней всех включилась в процесс его воплощения. Одновременно реализация проекта наметила путь к преодолению скептицизма, апатичного отношения местных жителей, изменил само их восприятие малой родины. Были также определены направления для будущей проектной деятельности, среди которых особое внимание было решено уделить развитию навыков разумного использования ресурсов исторического и культурного наследия.