Окно в деревню
О проекте
Организаторы проекта затеяли очень необычное исследование: создавая современный синтетический спектакль, ставящий вопросы об истории, семье, быте, образе жизни, природе и будущем, они постарались замерить уровень счастья современного человека в России театральными методами.
Автор идеи, Константин Колесник, режиссер и актер, художественный руководитель независимой театральной мастерской. Его экспериментальные театральные постановки, например, «Ангел Копуста», участвуют в фестивалях, прокатываются в нетрадиционных для театра пространствах. Важная часть его жизни связана с селом Дубровино. Его он и решил сделать своей новой площадкой для
Помимо личной привязанности автора проекта к этому месту, Дубровино само по себе обладает рядом объективных достоинств, как, например, красивая природа, удивительная атмосфера, которые привлекают сюда туристов и дачников.
Вместе с Константином в проекте принимала участие команда профессионалов, пришедших в проект по его приглашению. Большинство из них экспериментаторы по духу и напрямую связаны с театром, современными перформативными и визуальными искусствами. Наибольший интерес для них представляет возможность включения в театральный процесс реальных социальных явлений: будь то
Основой для спектакля должны были стать личные истории жителей Дубровино, их воспоминания, рассказы их родственников, семейные архивы. Материалы для сценария собирались членами команды в формате интервью и личных бесед. Вместе с профессиональными актерами участниками спектакля должны были стать жители села. Поэтому для их «введения в материал» была разработана образовательная программа, в частности, для
После кропотливой работы: интервьюирования старожилов Дубровино, анализа исторических источников и задокументированных свидетельств, авторы создали спектакль, в котором показали дубровинцам их самих сегодняшних и тех, кто жил 100 лет назад во время революции и гражданской войны. В нем авторы задавали вопросы о гражданском примирении, сибирской идентичности, месте личной, семейной истории в истории страны. В результате получилась вещь знаковая и для создателей, и для местных жителей, и для приезжающих в село из других районов.
За всем процессом подготовки и реализации проекта постоянно наблюдал профессиональный фотограф. Результаты этих наблюдений стали основами сценографии спектакля и фотовыставки, показанной не только в Дубровино, но и в Новосибирске.
Жители особенно благодарили за выставку, где через взгляд фотохудожника передана повседневная жизнь села, а на фото можно встретить жителей разного возраста на работе и на отдыхе.
Начиная проект, авторы рассчитывали на эффект «художественного аудита», в результате которого у местных жителей должно было произойти смещение фокуса и измениться восприятие обыденной жизни, обстановки, окружающей среды. Они ожидали, что участие и коммуникация со спектаклем в качестве зрителей поможет «сформулировать» для себя более осмысленно и четко, а, может, и впервые, собственную идентичность, место в жизни и истории малой родины, и также будет способствовать повышению самооценки, осмыслению прошлого, осознанию настоящего, представления будущего. В целом, их ожидания оправдались. Результатами проекта, помимо спектакля и выставки, стали повышение самооценки у жителей Дубровино, преодоление отчужденности и разобщенности социальных групп, снятие конфликта между местными (деревенскими) и приезжими (дачниками), развитие творческого потенциала