Село федерального значения
Если бы случайный человек 3 февраля зашел в Музей Черномырдина в Черном Отроге, то он бы увидел четыре группы людей разных возрастов, которые ожесточенно спорят.
— Прошлое — это тра-ди-ци-и! — раскатисто говорит мужчина в костюме, наклонившись над ватманом с надписью «Прошлое».
— Прошлое — это люди! — отвечает ему другой, чуть помоложе.
Спор продолжается, а на лист ватмана приклеиваются стикеры с надписями «труд», «вера», «культура», «история», «казачество».
За другим столом тоже восемь человек, но на их ватмане в центре написано «Будущее» и спор у них идет о другом.
— Запишите «партнеры»!
— И экологию!
— Нужна развитая сфера услуг!
В соседнем помещении, отделенном стеклом, ситуация примерно там же — люди пытаются договориться. Так проходит первый такт стратегической сессии «Село федерального значения».
— Мы пригласили на стратегическую сессию людей самых разных возрастов: и школьников, и пенсионеров, — рассказывает автор проекта «ЗАБОРистый музей», руководитель проектно-выставочного отдела Музея Черномырдина Виктория Кандыбина, — Сейчас люди разделились на команды и определяют ценности, которые были важны в прошлом и будут важны в будущем. Пока работа супернапряженная, — улыбается Виктория, — Не знаю, чем закончится. Очень волнуюсь.
Две команды занимались поиском ценностей прошлого, еще две — будущего. Только спустя полтора часа внутри команд родилось согласие и все поля на ватманах были заполнены фундаментальными ценностями и поясняющими их деталями. После презентации каждой команды и едких вопросов начался следующий не менее сложный этап — поиск настоящего. Группы будущего и прошлого должны были договориться и понять, что же является ценностью для них сейчас. Споры возобновились.
— Вера! Не надо забывать о вере! Это очень важно!
— Давайте напишем «Культура», это шире, а вера входит туда.
— Нам важно соблюдать традиции и беречь их! — вмешивается пожилой мужчина.
Постепенно споры утихают и люди снова не без труда приходят к взаимопониманию. В составе команд предприниматели, школьники, пенсионеры, работники музея, эксперты, приехавшие из Оренбурга, местные активисты, школьные преподаватели, специалисты сферы услуг.
— Команды сделали образ прошлого и будущего Черного Отрога. Теперь мы пытаемся это состыковать и сделать образ настоящего, — рассказывает Виктория Кандыбина, — Мы для себя открыли, что Черный Отрог последние 10 лет живет в ожидании, готовясь к чему-то, всегда в стройках и экспериментах. Сейчас хотим пояснить, в чем суть этих экспериментов. Вообще, наша команда по ключевым позициям решила, что в прошлом главная ценность — люди, в настоящем — партнеры, в будущем — связи.
Система ценностей, цели и приоритеты каждого из собравшихся отличаются — тем сложнее им договориться, но в основных местах поколения соглашаются.
— Мы пришли сюда, потому что хотим, чтобы Черный Отрог постоянно развивался и жить в нем было комфортнее, — говорит Гульмир Сулейманов, —Черный Отрог — это родина моих детей, и я очень ценю это место. Мы хотим, чтобы у молодых в селе было будущее.
— Главная проблема, — делится ученица 11-го класса Анастасия Волкова, — В том, что здесь мало возможностей для молодежи, мало вариантов для досуга, негде себя реализовать. Еще одна проблема — инфраструктура села. Кажется, что мы остановились в развитии и нам нужно что-то новое.
Несмотря на разные подходы, в сущности точки соприкосновения есть, важно их зафиксировать, сделать так, чтобы люди сами это осознали, считает эксперт, куратор проектов в области территориального развития, архитектуры и дизайна, доцент кафедры инновационного проектирования Самарского государственного технического университета Елена Шлиенкова.
— Сейчас происходит очень важное для Черного Отрога событие — село встретилось на одной площадке для того, чтобы подумать о своей идентичности, смыслах и ценностях. Кто-то из этих людей пытался изменить текущую ситуацию, кто-то создавал новое. Сейчас из них формируется сообщество, которое должно будет задать новый вектор развития территории, — отмечает Елена Шлиенкова, — Судя по тому, как первый вопрос о ценностях поставил людей в тупик и какие были горячие споры, какой был градус эмоций, а потом он начал стихать и появились более глубинные смыслы — люди начали друг друга слышать. Произошел серьезный прогресс у представителей разных поколений, потому что как раз самый сложный диалог — межпоколенный.
Определив ценности участники сессии перешли к следующему этапу — анализу настоящего со всех ракурсов. Они определяли ресурсы, проблемы и возможности решения, точки роста и риски, искали интересы Черного Отрога на местном, районном, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях и пытались найти свое место в быстроизменяющемся мире.
— Село не оторвано от контекста и мировых трендов, — рассказывает замдиректора Музея Черномырдина Александр Ушаков, — Одна из девушек сказала, что сейчас самые важные воспоминания и впечатления для нее — от совместного отдыха с семьей. Хотя если вспомнить свое детство — это совместный труд с родителями, даже с друзьями. Сейчас речь идет об отдыхе — мне кажется, это общемировой тренд — сокращение рабочего дня и появление большого количества свободного времени, которое нужно заполнять. Уже в нашем «селе федерального значения» появляются новые возможности и предложения как это время провести, с кем провести. Я, честно, об этом не думал. Мне казалось, что главное — труд, работа. Но это экономика новых впечатлений, новый уклад, который не совсем привычен для села. Но вопрос в том, каково село будущего? Ведь по сути, мы пытаемся понять, каким будет село будущего, в котором будут жить наши дети, внуки. Чем они будут заниматься? Сохранится ли сельское хозяйство? Сохранится ли вообще село или останутся одни города? Это вопросы, на которые ответит уже следующее поколение, но если не задуматься об этом сейчас, не приготовить сценарий, не пытаться решить это на своем уровне, то мы можем получить либо навязанное извне решение, либо сценарий, который не будет нас удовлетворять, и мы покинем это село, не будем чувствовать свою сопричастность.
Второй день стратегической сессии был уже значительно более взвешенным — за ночь в головах собравшихся уложились мысли, появились новые идеи. Заключительным заданием стал поиск идентичности, умений и преимуществ, выявление сообществ и лидеров мнений. Именно совокупность всех этих данных должна была дать понимание, что же такое «Село федерального значения»: ценности, желания, ресурсы, точки роста, ответ на вопросы «кто мы и чего мы хотим?», наши способности и возможности, связи и партнеры.
Объяснения названия «Село федерального значения» поступали разные: «память Виктора Черномырдина», амбиции, характер людей, история и воспитание людей федерального уровня, но к единому варианту люди прийти не смогли.
Впрочем, как отметила Елена Шлиенкова, это слишком сложная задача для полутора дней работы.
— За такой срок невозможно продумать стратегию социо-культурного развития территории, выстроить векторы. Первая сессия была направлена на то, чтобы проявить сообщество, понять, в чем сила конкретной группы, какие точки роста есть и принимают ли их как ценности и вектор развития люди, живущие и работающие на этой территории, — отметила Елена Шлиенкова, — Также нужно было понять, что такое «Село федерального значения», потому что заявка очень серьезная, сильная, значимая. Сегодня, допустим, ответа на этот вопрос мы не получили, вопрос остался. Как можно соединить два масштаба: село и федеральный уровень?
Саму формулировку «Село федерального значения» придумала проектная группа студентов спецкурса РАНХиГС, которые изучают территориальное развитие. Руководитель этой группы как раз Александр Ушаков.
— Для меня «Село федерального значения» — это неравнодушные, инициативные, активные люди, объединенные в команду, — объясняет он, — Село как команда. Мне кажется, эти характеристики должны быть у людей, которые живут на территории. Это люди, которые видят на несколько горизонтов вперед, которые могут думать не только о себе, но и об окружающих. Они чувствуют свою ответственность и сопричастность общему делу. Наверное, эти люди умеют объединятся, ставить и выполнять большие задачи, на уровне федерации, но не забывать и про уровень села. И музею очень важно, чтобы жители осознали себя как силу и двигатель развития. Музей Черномырдина, несмотря на свои размеры, свой статус, свои амбиции, является частью села. Какую бы он стратегию не выстраивал, люди, которые работают в музее живут на этой территории и достаточно большое время проводят здесь. Музей и село взаимосвязаны и проникают друг в друга. И все обстоятельства подталкивают к тому, чтобы объединиться и совместно искать решения трудностей, искать точки роста. Потому что задачи — общие, ресурсы — общие, люди — общие. От объединения могут выиграть все.
После первой сессии авторы проекта займутся анализом и систематизацией всех собранных данных, чтобы в дальнейшем продолжать работу отталкиваясь от этого фундамента. Вторая сессия будет посвящена среде, третья — внутреннему и внешнему партнерству, а четвертая — системам управления, без которых не получится добиться высокой эффективности проектов.
— Контраст между Музеем Черномырдина и довольно типовым селом может быть стратегическим преимуществом, — рассуждает Елена Шлиенкова, — важно только уметь его использовать. Не менее важно уметь грамотно реализовывать инициативы и понимать происходящие процессы, без этого о развитии говорить сложно.
Результатом всех четырех сессий должно стать техническое задание на разработку стратегии социально-экономического и культурного развития территории для органов власти. В отличие от классических решений, спущенных сверху, в случае Черного Отрога инициатива будет исходить снизу, от самих людей, сплоченных вокруг инициативной группы. Пожалуй, это тоже характеризует село федерального значения.