Ольхон: культурная «перезагрузка»
С точки зрения туризма удаленность от большой земли и крупных культурных центров Ольхону всегда была только на руку: в непосредственной близости от больших городов такой природы точно не увидишь. А вот вовлеченность местного населения в современные культурные процессы от удаленности этой всегда страдала.
Три года назад страдания ольхонцев значительно облегчила победа в конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сёл», который ежегодно проводит Фонд Тимченко. Полученный грант позволил практически с нуля создать социокультурную инфраструктуру, рассчитанную главным образом на молодежь. Открылись вокальный и танцевальный кружки, музыкальная школа, а на ее базе — Центр детского творчества. Развивается Центр бурятской культуры. Более ста детей занимаются танцами, четырнадцать заняты в фольклорном коллективе, а двадцать — в хоровом. Налажен выпуск школьной газеты. Кроме того, в поселке открыта фотостудия и студия робототехники, а недавно даже появился рок-ансамбль.
Сегодня жители Хужира — не просто участники проекта, но и его соавторы. «Год-два мы «тянули» танцевальное направление проекта сами, но потом в него активно включились местные жители, — рассказывает идейный вдохновитель «Острова культуры» Наталья Бенчарова. — Так, родители проявили инициативу и нашли хореографа, который ставит танцы. Для нас в приоритете идеи, воплощение которых люди смогут взять на себя. Например, мы поддержали инициативу местной жительницы по созданию в поселке детской площадки: помогаем с закупкой материалов и организацией строительства. А остальные вопросы до достижения конкретного результата она решает самостоятельно».
За три года благодаря проекту «Остров культуры» в Хужире сформировались целые «центры притяжения», которые помогают улучшить качество жизни сельчан. «У нас много талантливых, неравнодушных людей, появились яркие творческие коллективы, и предлагаемый „культурный продукт“ с большим интересом воспринимается туристами, — подчеркивает Наталья. — Отдельные „детища“ проекта, типа казачьего ансамбля, планируют зарабатывать своим творчеством».
Распространенной практикой на Ольхоне стала поддержка программ проекта членами местного бизнес-сообщества. «Например, мы договорились о сотрудничестве с руководством турбазы BaikalView, — рассказывает Наталья Бенчарова. — Они стали приглашать наших детей на праздники и торжества, которые проходят на турбазе. Предприниматели нашли значительную сумму на ремонт Центра детского творчества. Это показательный пример партнерства: ты приходишь к людям с предложением подключиться к осуществлению проекта, а они с воодушевлением помогают: как материально, так и идеями».
Театр и дети
Главная миссия «Острова культуры» — открыть новые возможности для молодого поколения ольхонцев. Так, в прошлом году в рамках проекта был создан кукольный спектакль «Легенды острова Ольхон», премьера которого состоялась на Ёрдынских играх — своеобразной Олимпиаде народов Евразии. Театральная группа спектакля включила в себя воспитанников театральной студии «Ольхончик» и детской музыкальной школы и фольклорно-хореографического ансамбля «Алтан саг». Режиссером-постановщиком выступил художественный руководитель театра кукол «Ульгер» из Улан-Удэ и неоднократный обладатель российской национальной театральной премии «Золотая маска» Эрдэни Жалцанов, а режиссером по пластике — Петр Инкижинов из Иркутского театра кукол «Аистенок».
В основу постановки легли мифы и легенды народов, населяющих земли вокруг Байкала. По словам режиссера Эрдэни Жалцанова, идея спектакля заинтересовала его тем, что в отличие от взрослых, дети живут на сцене, будто в реальном мире, и с помощью пластики рук творят свой трогательный волшебный мир. «Легенды» — это большой проект с участием местных детей, а сам спектакль — только часть масштабной работы, которую мы делаем вместе со школьниками, — отмечает Эрдэни. — Также мы проводим ряд экологических акций на Ольхоне: например, сажаем деревья и цветы, облагораживаем остров, убираем мусор, наблюдаем за птицами и ходим в походы на восточный берег».
19 февраля «Легенды острова Ольхон» были показаны на камерной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н. Охлопкова. «Ребята показали потрясающий спектакль, в котором было всё: и хореография, и театр кукол, и театр теней, — поделилась впечатлением о спектакле жительница Иркутска Анастасия Архипкина. — Они создали узнаваемые образы — табуны лошадей, волны, птицы, деревья, и чувствовалось, насколько у детей слаженная работа».
По словам Натальи Бенчаровой, основной замысел постановки состоит в том, чтобы не только рассказать миру о больших проблемах маленького острова, но и помочь детям раскрыться, стать всесторонне развитыми, гармоничными личностями, которые чувствуют красоту и ощущают любовь к своей малой родине.
Одна из участниц спектакля, пятнадцатилетняя школьница Аюна Неонова, с радостью занимается в театральном коллективе: «За этот год наш коллектив стал дружнее, мы узнали много нового и интересного об истории нашей родной земли, нам стали понятнее суть и секреты театральной работы. Мы уже выступили на международном этнокультурном фестивале «Ёрдынские игры» в июне прошлого года и надеюсь, что скоро сможем полететь с гастролями за границу».
Похоже, скоро мечта Аюны и других участников театральной группы осуществится: летом спектакль «Легенды острова Ольхон» покажут на одном из главных танцевально-театральных фестивалей Японии — «Ханагаса» в городе Ямагата. «Благодаря нашим дружеским контактам в Японии «Легенды острова Ольхон» вошли в программу фестиваля, — говорит Наталья Бенчарова. — Мы хотим не только заявить о себе на международном уровне, но и по сути принять участие в важной миссии по укреплению отношений между нашими странами. Тем более что этот год объявлен Годом Японии в России». По мнению Натальи, участие в фестивале позволит и проекту, и территории продолжать динамично развиваться, а также найти новых партнеров и инвесторов. Показ спектакля «Легенды острова Ольхон» на фестивале будет в том числе благотворительной акцией: все собранные средства направят на развитие детского творчества на острове Ольхон. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих? Пожалуй, что так.
По материалам портала Strana.ru