Дорогу к святилищу протоптал итальянец, а скучать не дадут шурышкарцы
В селе Ханты-Мужи собираются поразить весь мир «Первозданным
Ямалом». Записывают промысловые истории Шурышкарского района и готовы на все лады их рассказывать. Корреспондент «КС» успел застать последние приготовления.
Думали-думали. И решили: магнитом остается сохранившаяся первозданность этого края, трепетная чистота и роскошное богатство природы. А лучших «экскурсоводов» для всех местных неведомых тропинок, чем шурышкарцы, не найти!
Так, в 2017-м музейщики начали новый проект: «Первозданный Ямал: промысловые истории в шурышкарском музейном комплексе». И сразу же выиграли с ним 700 тысяч во всероссийском конкурсе им. Тимченко "Культурная мозаика малых городов и сёл". Неплохо для старта?
Как считает директор, именно «Живун» на красивейшем берегу протоки Вылью Оби-матушки крайне привлекателен для туристов. Он расположен в красивейшем сосновом бору, богатом дикоросами, животными и дичью. Состоит из 10 построек, часть - оригинальные, привезены из глубинки. По два летних и зимних сооружения, кораль с чумами.
Особое внимание привлекают три святилищных комплекса. Их строили для гостей, но так сложилось, что они стали действующими. Кочевники приезжают сюда, чтобы исполнить тайные обряды, в том числе жертвоприношения. Мужчины и женщины вешают ленточки и монетки на разные деревья, когда обращаются к своим богам.
Пришлось устраивать еще два комплекса святилищ - для туристов. Сразу договорились с коренным населением, а все работы выполняют в основном его представители, что это будут места напоказ, чтобы гости понимали, как происходит таинство. В первом, кунаватском, замечательный лабаз на стволе дерева с личиной (у ханты «Живущий у огня дух»). Второе, горское, почитается особо. Его восстанавливали по описаниям итальянского ботаника, антрополога Стефано Соммье.
Дело в том, что к тому моменту, когда затеяли музей в хантыйском селе Ханты-Мужи (ранее Мужигортские Юрты. - Прим. авт.), из местных жителей никто не помнил, как выглядело святилище. Его утратили в советские годы, когда все сокровенное пряталось с глаз долой от власти. Работники музея обнаружили труд итальянца Стефано Соммье, переведенный на русский. В 1870 году он путешествовал по Оби, побывал и на этом святилище - туда его проводили на лодке мужевские зыряне. Местных жителей там как раз не было, поскольку все находились на рыбопромысле. Воспользовавшись случаем, ученый подробно описал
святилище и сделал наброски. А собираясь в обратный путь, прихватил семь идолов
и увез их в Италию (они хранятся в Национальном музее антропологии и этнографии во Флоренции. - Прим. авт.). По мне, так эта история просится в сценарий детективного квеста для туристов с возвращением кражи на место в финале. Но в историческом смысле «добыча» стала платой за сохранение памяти с конца 19 века...
Скоро «Живун» может пережить настоящее паломничество. Но уникальным постройкам не грозит ничего, кроме восхищения публики. Новую площадку, для того чтобы общаться, вместе беречь традиции и наслаждаться удивительными историями про рыбалку и охоту, природу и путешествия по району, создают в интернете. Местные охотники и рыбаки будут травить там захватывающие байки и хвалиться добычей, а хозяйки готовить из нее вкуснейшие блюда по этническим рецептам. Предполагается, что шурышкарцев все это объединит, а всех остальных - завлечет-потянет сюда, в бережно устроенный уголок первозданного Ямала, чтобы отдохнуть от суеты и шума.
«Пока район не готов к наплыву путешественников. Но важно, чтобы эта тема обсуждалась: нужен ли здесь туризм, в каком формате. Проводятся опросы населения, ведутся дискуссии. Если эта отрасль будет развиваться, жители должны быть к этому готовы», - говорит Анна Брусницына.