Мир народа ханты

По материалам портала Strana.ru

Как восстанавливают древние ритуалы в Ханты-Мансийском автономном округе, или что может заставить современную молодежь отвлечься от компьютера

Проект «Театр берестяных масок» из села Казым впервые одержал победу в конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел» всего два года назад, но уже успел шагнуть далеко за пределы своего региона. Желание сохранить древний ритуальный праздник местного народа ханты обернулось успехом, которого, похоже, не ожидали даже авторы проекта. О самых ярких моментах создания театра и о том, почему так важно сохранять традиции, сайту Strana.ru рассказала один из членов проектной команды, а также руководитель детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх» Елена Федотова.

Невозможное возможно

Елена, как родился «Театр берестяных масок»?

Изначально проект назывался Школа сохранения ритуального праздника «Медвежьи игрища» — единственного настоящего древнего ритуала, сохранившегося на нашей территории. Идея проводить выездные школы медвежьих игрищ появилась во время одной из этнографических экспедиций. Ее участники — подростки стойбища «Нумсанг ёх» во главе с фольклорным артистом Андреем Ерныховым — решили, что именно такая инициатива позволит объединить стариков — носителей традиций — и молодежь. Кроме того, создание школы и возрождение праздника должно было помочь вовлечению в диалог жителей отдаленных стойбищ и деревень. С этой идеей мы и пришли в 2015 году на конкурс «Культурная мозаика». Уже накануне второго тура стало понятно, что проект обладает большим потенциалом: что с его помощью можно не только сохранить культурное наследие нашего района, но и повлиять на развитие всей территории округа. Достаточно лишь внести в него небольшие изменения и сделать более привлекательным для туристов. В результате традиционную церемонию было решено адаптировать к современным реалиям, благодаря чему и появился импровизационный «Театр берестяных масок».

Что оказалось самым сложным при реализации проекта?


Работа с людьми. Ведь нужно уметь правильно объяснить, вовлечь. Еще, например, мы мечтали объединить малые деревни, но сделать это оказалось непросто. Поселения, разбросанные по всему округу, находятся далеко друг от друга. До некоторых можно добраться только на вертолете (летом) или на снегоходе (зимой). Поэтому, чтобы добиться результатов, потребовалось гораздо больше сил, чем мы предполагали. Это касается и подключения других районов в рамках проекта «Культурная мозаика: партнерская сеть». Когда мы приехали с предложением о сотрудничестве к нашим соседям в Березово (почти в 350 км от Казыма — прим. авт.), люди там были уверены, что без денег ничего не получится. Нам приходилось объяснять, что главное — это желание, а ресурсы подтянутся.

Какими достижениями вы особенно гордитесь?


Во-первых, самим фактом создания «Театра берестяных масок». Молодежь начала говорить на хантыйском языке. Пусть не очень хорошо, но процесс пошел. Учат язык не только те, кто задействован в спектакле, но и зрители — местное население. Ведь наш спектакль подразумевает импровизацию и общение с аудиторией, поэтому нужно уметь ответить актеру.

Во-вторых, спектаклем «Апщи» («Младший брат»), получившимся на редкость удачным. Профессиональный режиссер, которому удалось прочувствовать нашу культуру, хантыйские символы, национальная одежда, ритуальная игра — постановка вышла поистине магической. С ней мы уже побывали на разных фестивалях, где ее оценили очень высоко. В планах — заявить о себе на фестивале европейского уровня.

В-третьих, фильмом. Дело в том, что на нас вышла киностудия, которая захотела рассказать о проблемах коренных народов, а также о сохранении традиций и культурного наследия. В результате картина о празднике «Медвежьи игрища», нашем театре и спектакле была представлена на международном кинофестивале «Спасти и сохранить» и получила в прошлом году специальный приз. Также благодаря проблеме сохранения древних ритуалов, которую поднял проект «Театр берестяных масок», окружные власти согласились в октябре 2016 года внести «Медвежьи игрища» в реестр нематериального культурного наследия России. До этого дня этот вопрос поднимался много раз, однако положительного решения по нему удалось добиться только в прошлом году.

Почему, по вашему мнению, нужно сохранять традиции?


Потому что это смысл жизни для такой территории, как наша, и способ выживания народа, его самоидентификация. Причем коренная культура сохраняется именно в маленьких селах. Мы давно наблюдаем: чем больше поселение, тем дальше от корней. Традиции объединяют народ, становятся источником его силы.

Какая роль вашего проекта в объединении народа?


На нашей территории проживают не только ханты, но и другие малочисленные коренные народы — зыряне, ненцы. Праздник «Медвежьи игрища» — это традиция хантов, а для остальных — чуждый ритуал. Однако каждое выступление «Театра берестяных масок» притягивает и тех, и других. Более того, видя наши успехи, зыряне и ненцы тоже решили вспомнить о своих традициях. В результате сегодня на территории национального музея мы планируем построить традиционный зырянский дом, который позволит сохранить быт, промыслы и творчество зырян. Конечно, «Театр берестяных масок» изменил и самих жителей села Казым. Если раньше люди насторожено относились к нашей инициативе, то сегодня активно интересуются жизнью проекта, участвуют в нем в качестве волонтеров и экскурсоводов. У нас все расписано на месяцы вперед: выступления театра, экскурсии, мастер-классы. Планируется, что не только мы будем выезжать в другие поселения и районы, но и к нам будут приезжать жители отдаленных стойбищ.

Какие отзывы вы получаете от жителей, вовлеченных в «Театр берестяных масок»?


Недавно я общалась с мамой мальчика, который участвует в театре. Раньше ее сына интересовал только компьютер и телефон. Теперь же он погружен в творчество, и, приходя домой, не сидит за компьютером, а делится своими впечатлениями, рассказывает о постановке и о своем участии в жизни театра. Наш спектакль — сложный. Мы очень волновались, что простые люди его не поймут, но опасения были напрасны. Театральное действие заворожило жителей, они увидели, насколько красива их культура. А еще люди стали задумываться о традиционной одежде. Ведь если твой ребенок, пусть даже уже взрослый, играет в театре, он должен выглядеть достойно. Представители старшего поколения отыскали национальные наряды своих бабушек и дедушек, принялись их реставрировать и шить новые. И если поначалу они обшивали только своих, то после мастер-классов, уже набив руку, женщины стали делать изделия на продажу. Это направление начало развиваться очень активно: человек получил возможность не только реализовать свой творческий потенциал, но и финансово поддержать семью.

Как проект будет развиваться в дальнейшем?


Мы планируем запустить информационный ресурс в интернете, на котором будут справочная информация, песни, видео, игры для самых маленьких и многое другое. Также работаем над брендом музея, уже начали создавать сувенирную продукцию. Есть желание дальше развивать партнерство с соседями: пока удалось договориться только с коллегами из Березово, которые занимаются сохранением культуры народа манси, — у них там очень мощное сообщество. Можно ли сказать, что мы вышли на всероссийский уровень? Думаю, можно. Сейчас думаем заявить о себе на международной арене и прославить село Казым на весь мир (смеется). Этим летом у нас пройдет конкурс «Берестяная маска», на который приедет делегация из Германии. А в следующем году мы сами планируем отправиться в Германию и провести там креативную лабораторию. К «Театру берестяных масок» присоединятся и дети из стойбищ: чтобы поделиться опытом, набраться впечатлений и вернуться на родину с новыми идеями.

Беседовала Яна Овсянникова