Поддержка развития образования в малых городах стала предметом обсуждения экспертов
24 сентября состоялся круглый стол Экспертного совета по малым территориям и Национального фонда подготовки кадров. Предметом обсуждения стал поиск оптимальной модели будущего образовательного сектора на малых территориях.
Актуальность темы дискуссии продиктована миграционным фактором. Так, в малых городах и на сельских территориях традиционно существует дисбаланс между спросом на образование и предложением. Этот дисбаланс во многом стимулирует миграцию на выезд с целью получения высшего образования, что меняет возрастную структуру в самих поселениях, способствуя дальнейшему ухудшению демографической ситуации. Однако изменение требований к навыкам и знаниям (возрастание спроса на компетенции, а не на предметное знание), распространение онлайн-обучения, мировой тренд на поиск новых моделей и форм образования дают малым территориям шанс встроиться в образовательную повестку 21 века.
В заседании круглого стола в режиме видео-конференц-связи приняла участие Наталья Ильина, проректор по инновационному развитию Ульяновского государственного университета. Наталья Ильина представила опыт работы опорного вуза, УлГУ, в городе Инзе, который относится к категории малых городов России. Данная практика была освещена в рамках реализации стратегического проекта «Проектный офис: Университет & Муниципалитет+» программы развития вуза.
Участники обсудили также роль образовательных организаций в малых городах России, их оптимальные функции и возможности, непрерывность образования и дистанционное образование применительно к малым территориям. Эксперты пришли к выводу, что традиционные преимущества малых городов – компактность, мобильность, соразмерность человеку позволяют при наличии других факторов эффективно размещать в них образовательные мощности. От того, сможет ли Россия создать работающую модель образования для малых территорий, зависит будущее малых городов и сёл.
По итогам круглого стола будет сформирован Экспертный доклад, посвященный инструментам развития образования на малых территориях. Доклад будет представлен в федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления, общественные организации, экспертные и аналитические центры и в СМИ.