Десять выпускников «Культурной мозаики малых городов и сёл» познакомились с опытом проектов Нижегородской и Владимирской областей

29 октября в Нижнем Новгороде завершилась стажировка Фонда Тимченко «Дети, подростки и молодежь. Как вовлечь их в социокультурные проекты?». В стажировке приняли участие десять специалистов из шести регионов России: Архангельской, Вологодской, Ивановской, Тюменской и Челябинской областей, а также Алтайского края.

Основной акцент стажировки был сделан на изучении стратегий и тактик в работе с детьми, подростками и молодежью на малых территориях. География стажировки охватила организации четырех городов: Нижнего Новгорода, Городца, Мурома и Выксы. Важно отметить, что опыт ряда организаций областного центра (технопарка “Кванториум”, центра наставничества «Хулиганодом», фонда «Время РАСсвета») целенаправленно масштабируется из Нижнего Новгорода на малые территории региона.

Елена Коновалова, руководитель программ Фонда Тимченко:
«В стратегии, принятой в 2022 году, Фонд сосредотачивает усилия на тех целевых группах, у которых в наше время возможностей становится все меньше, а потребностей, наоборот, все больше. Среди них – дети и подростки (до 18 лет) в населенных пунктах с населением до 200 тысяч человек. На стажировке в Нижегородской области были рассмотрены замечательные кейсы, которые показали, как важно создавать для этих аудиторий поддерживающую, содействующую, развивающую среду. Она формируется через отдельные инициативы активных взрослых, через горизонтальные связи между ними. Эти инициативы обязательно должны учитывать мнение детей, передавать им полномочия, при этом подставляя плечо взрослых наставников, специалистов».

Юлия Мицкевич, куратор стажировки, музейный педагог, социокультурный проектировщик, руководитель направления музейно-проектной деятельности Ассоциации менеджеров культуры:
«Программа была построена таким образом, чтобы представить участникам спектр форматов работы с детьми в самых разных организациях – от школы до технопарка, от музея до центра по работе с трудными подростками. От обсуждения конкретной деятельности на этих площадках мы переходили к разговору о главном, базовом: а ради чего все это? на каких принципах основана работа? каких ценностей придерживаются взрослые, с которыми дети на одной волне?»

В финале стажировки участники сформулировали свой «манифест» по работе с детской, подростковой и молодежной аудиториями.

В работе с детьми и подростками 
мы всегда будем придерживаться следующих принципов:
1. Спрашивать «что вы хотите? что вам надо?»
2. Слышать
3. Включать детей и подростков в дело/практику
4. Давать им свободу и ответственность
5. Быть с ними искренними и настоящими 
6. Стремиться к взаимопониманию
Мы никогда не будем: 
1. Оскорблять и унижать их достоинство
2. Навязывать свое мнение
3. Думать за ребят 
4. Делать за них выбор 
5. Нарушать их личное пространств
6. Проявлять сверхопеку

В отзывах о стажировке участники поделились самыми яркими впечатлениями. Они отметили, что рассмотренные проекты дали почву к размышлениям о том, как построить горизонтальные связи с детьми, как организовать систему наставничества, с чего начать движение в сторону инклюзии или как способствовать развитию детей через техническое творчество. Большой положительный отклик вызвали вызвали атфмосфера, наполнение, программы пространств, где дети и подростки проводят время на занятиях и после них, такие как «Кванториум», «Хулиганодом», МАОУ «Школа № 3», молодежные пространства «Высота» и Ex Libris, культурные центры «Волна» и «Лев и вишня».

Среди результатов стажировки участники также выделили:
• укрепление намерений работать с детьми и молодежью как целевой аудиторией;
• появление новых проектных идей и планов по развитию действующих проектов; 
• более широкое видение возможностей партнерства, с опорой на межсекторность и междисциплинарность;
• важность роли «значимого взрослого» и воспитания наставников в проектах, нацеленных на работу с детско-юношеской аудиторией;
• важность равноправного (горизонтального) взаимодействия в работе с юной и молодой аудиториями.

Главным эффектом стажировки участники называют понимание того, что не целевая аудитория должна идти за проектом, а наоборот, проект должен отвечать интересам и потребностям детей, которые ими же и сформулированы.  

Отзывы участников: 

«Мне особенно импонируют стажировки Регион плюс, они объемно-планировочные, глубокие. Их готовит команда настоящих профессионалов. Это то, за чем я приехала: средоточие опыта, новизны, мотивации, результата, перспектив развития». (Купина Ирина, Фонд Малая Родина М. Т. Калашникова, Алтайский край)

«Мы видим, что разработанная стратегия на территории, воплощаемая в жизнь всеми элементами сообщества, приводит к реальному результату в работе с молодёжью». (Колик Людмила, МБУК Карпогорская межпоселенческая библиотека МО Пинежский муниципальный район Архангельской области)

 
Организатор: Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Партнеры и площадки стажировки: Детский технопарк «Кванториум Нижний Новгород», АНО «Заповедные Кварталы», «СВОЁ»: магазин современной культуры,  «Арсенал» (филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина), Благотворительный фонд «Время РАСсвета», Молодежный центр «Высота», Культурный центр «Лев и вишня», Городецкий историко-художественный музейный комплекс, Муромский историко-художественный музей, Молодёжное пространство Ex Libris, Культурный центр «ВОЛНА», Фонд «Жизнь без границ», Детско-юношеская экологическая организация «Зелёный Парус», МАОУ «Школа № 3», Центральная городская детская библиотека имена А. М. Горького.

Разработчик и оператор программы – Ассоциация менеджеров культуры (АМК) amcult.ru

Дополнительная информация в социальных сетях: https://vk.com/kulturmosaic