Развитие предпринимательства в малых городах и на сельских территориях
Летом 2018 года Экспертный совет по малым территориям провел серию стратегических обсуждений, посвященных представлению интересов малых городов и сельских территорий в федеральной повестке. Одна из ключевых дискуссий была посвящена бизнесу. В настоящем материале суммируются предложения Экспертного совета, сформированные по итогам работы.
I. Федеральные меры поддержки предпринимательства на малых территориях
Утверждение о том, что никакие институты поддержки малых городов не работают, несостоятельно. Практика государственной помощи моногородам демонстрирует успешный опыт взаимодействия федеральной власти, институтов развития, региональной власти, местного самоуправления и бизнеса по выведению избранного списка городов и поселков городского типа из депрессивного состояния. Эту практику целесообразно масштабировать на все малые территории страны, чему способствуют предпосылки: преобразование Фонда развития моногородов в Фонд современной городской экономики и обращение вице-премьера по экологии к президенту РФ с предложением создать новый нацпроект – «Развитие сельских территорий». Для малых территорий нужны специальные меры активизации в них предпринимательства, въездной миграции, туризма, местной промышленности.
Предложение 1
Сформировать реестр территорий и городов, требующих специальных мер поддержки, вплоть до дифференциации налогового, контрольного, и миграционного законодательства. Создать для таких территорий и городов специальные режимы благоприятствования бизнесу, учитывающие их географическое и логистическое положение, а также местные традиции.
***
Предложение 2
Создать систему обучения местных предпринимателей современным методам хозяйствования, максимально приближенную к местам развития предпринимательства и учитывающую местную специфику. Такая образовательно-проектная система должна быть не только основана на качественных примерах, но и обеспечивать обучающимся упрощенные процедуры получения финансовой поддержки разработанных бизнес-проектов.
Коллективные формы организации в селах и малых городах также могут быть источниками предпринимательской активности. Например, развитие Территорий общественного самоуправления (ТОСов) способствует появлению услуг для жителей.
Предложение 3
Наделить ТОСы правами на оказание жителям платных услуг без регистрации специальных юридических лиц с упрощенной формой налогообложения.
***
Несмотря на усилия государства и местной власти по легализации предпринимательства и самозанятости граждан, на сельских территориях и в малых городах многие предприниматели предпочитают оставаться в «сером» секторе экономики, ибо создание предприятия или покупка патента сразу с момента регистрации ведет к избыточному вниманию контролирующих органов. По словам опрошенных в ряде исследований граждан, занимающихся легальным предпринимательством, современный налоговый контроль перестал быть очевидной причиной для ухода в серый сектор. Сегодня основным источником бюрократической нагрузки являются МЧС, Росприроднадзор, Россельхознадзор, предъявляющие к малому бизнесу те же требования, что и к крупным предприятиям. Например, проще построить якобы личную баню у воды (а на Севере все бани строятся у воды) и оказывать туристам нелегальные услуги, чем зарегистрировать банный сервис. Коммерческую баню сразу же обложат непомерными требованиями и экологическими сборами.
Предложение 4
Предусмотреть упрощение требований к контрольным проверок малых и индивидуальных предприятий для всех контролирующих инстанций.
***
Во многих случаях муниципалитеты не заинтересованы в развитии и легализации малого предпринимательства, потому что усилия и бюджетные расходы на такое развитие превышают налоговую отдачу. Малые предприятия пополняют местный бюджет лишь арендной платой за муниципальные земли и имущество, налогом на имущество и частью НДФЛ. Все остальные сборы уходят в регион и в федерацию. Хуже того, часто невозможно стать резидентом малого поселения, в котором предприниматель осуществляет деятельность, и даже те немногие налоги, которые он платит, уходят в районный, а то и областной центр – по месту регистрации.
Предложение 5
Передать все налоги, собираемые на малых территориях по упрощенным схемам, в местные бюджеты. Обеспечить возможность малым предприятиям и самозанятым гражданам приобретать патенты на право предпринимательства в конкретном поселении. Ввести для этого специальную категорию местных патентов. Доходы от местных патентов должны оставаться в бюджете данного поселения.
***
Целесообразно сформировать несколько моделей стандартизации условий для малого предпринимательства и предоставить регионам право выбора конкретных моделей для конкретных территорий.
Предложение 6
Исследовать реализуемые в разных странах модели и стандарты организации местного предпринимательства и местной торговли с целью определения типологии региональных стандартов местного малого предпринимательства. Предоставить регионам законодательное право на установление таких стандартов на определенный срок.
***
Развитие предпринимательства на малых территориях – это не столько льготы и помощь предпринимателям, сколько элементарное удобство жизни и деятельности. Для повышения привлекательности малых территорий для предпринимательской деятельности необходимо обеспечить хотя бы минимальное благоустройство. В часовой доступности от любого поселения должно располагаться современное общественное пространство, включающее культурно-образовательный и оздоровительный центры, а окружающие его дороги, площадь, паркинг и тротуары должны быть благоустроены. Реализация таких минимальных норм должна рассматриваться регионом совместно с местными жителями, и главное, местными предпринимателями на условиях софинансирования или норматива минимальных выплат по местным патентам за определенный срок (как нормативы капремонта домов в системе ЖКХ). Общественные центры способны стать точками роста социально-экономической активности.
Предложение 7
Сформировать географическую сеть общественных центров с радиусами в часовой доступности от поселения. Определить стандарт минимального благоустройства и функционала таких общественных центров, разработать условия частно-государственного партнерства, определяющие требования к софинансированию строительства и эксплуатации общественного центра с участием местных предпринимателей и жителей.
***
В последнее десятилетие активно развивается внутренний туризм, и для малого бизнеса на сельских территориях и в малых городах это одна из важнейших статей дохода. Но в Федеральной целевой программе развития туризма малого бизнеса нет. Стартовая цена интереса государства к туристическому бизнесу – 2 миллиарда рублей. Приветствуется кластерный подход, но малые территории, как правило, не имеют возможности создавать такие кластеры и побеждать в федеральных конкурсах на их финансирование, потому что на этих территориях нет, и не может быть в обозримой перспективе требуемого программой туристического потока.
Малый туристический бизнес на сельских территориях и в малых городах может и должен стать фактором развития. Появляющиеся гостевые дома, уютные гостиницы, качественные развлечения, оригинальная местная кухня, экскурсии и сервисы для неорганизованных туристов повышают привлекательность места, увеличивают шансы на выживание и развитие малых бизнесов. Таким образом, малый туристический бизнес требует системного федерального внимания.
Предложение 8
Предоставить каждому гражданину РФ право один раз в 5 лет бесплатно или по льготной цене (за счет государственных субсидий) получить путевку в удаленную от его места жительства малую территорию (например, более чем на 1000 км). Путевки гражданин может выбирать из реестра аккредитованных в Программе турпродуктов.
***
Несмотря на множество конкурсов на различные формы государственной поддержки малого предпринимательства для большинства малых предпринимателей они недоступны из-за дорогой логистики.
Предложение 9
Создать механизм дистанционного участия в государственных конкурсах. Обеспечить устойчивый высокоскоростной интернет во всех общественных центрах.
***
Предложение 10
Для малого предпринимательства установить нормативные сроки перехода на государственные новации (изменения норм законодательства, введение технических и фискальных требований) – 3 года с момента введения новации в действие. В течение этого срока к предпринимателям не могут применяться никакие санкции. При разработке государственных новаций дифференцировать требования к различным масштабам бизнеса.
***
Универсальный подход к развитию малых территорий не рационален. Необходимо предоставлять муниципалитетам больше возможностей по выстраиванию эффективной предпринимательской среды, в т.ч. и в части контрольных функций.
Предложение 11
Разрешить органам местного самоуправления вводить местные поправки к федеральным режимам регулирования и контроля предпринимательской деятельности в пределах, установленных законодательством.
II. Ответственность регионов и муниципалитетов за развитие предпринимательства
Развитие предпринимательства на местах в большей степени связывается как региональными, так и местными властями с привлечением внешних инвесторов, нежели с выращиванием местных предпринимателей и их взаимодействий. Прежде всего, из-за низкой налоговой отдачи для местных и региональных бюджетов в сравнении с бюджетными доходами от среднего и крупного бизнеса. Но если требования к инвестиционному климату для крупных инвесторов сформированы Агентством стратегических инициатив, то «климатических» моделей, систем и стандартов для малого предпринимательства на местах, федерация эффективно создать не может. Поэтому развитие малого предпринимательства и условия его сосуществования со средним и крупным – зона ответственности регионов и муниципалитетов.
Очень часто приход крупного инвестора на сельскую территорию или в малый город приводит вместо прироста к сокращению общего числа рабочих мест, и обрекает малое предпринимательство на вымирание или миграцию. Но в мире есть множество примеров того, как региональные и местные власти реализуют политику взаимоучета интересов малого и крупных бизнесов на конкретных территориях. Так в финансовой сфере в Австрии и ряде соседних стран банки сосуществуют с народными сберегательными кассами («баушпаркасс»), и сеть таких касс вполне эффективно конкурирует с банковской системой, обеспечивая взаимное кредитование. Винные кооперативы Франции, Испании и Италии вполне эффективно конкурируют в торговле с крупными винными корпорациями. Этот баланс выстраивался долго и сложно при активном посредничестве властей. И в России необходимо всеми средствами избегать дисбалансов и монополизации тех или иных видов предпринимательства на малых территориях.
Для малых территорий понятия «средний» и «крупный» бизнес фактически идентичны, любое предприятие с инвестициями или годовой выручкой свыше 100 млн. рублей – это уже очень большой бизнес по местным меркам. И если на территории есть такое предприятие, то как оно чувствует себя доминирующим, так и местная администрация на него возлагает избыточные надежды и старается возложить социальные обязательства. Есть пока немногие примеры, когда предприятия, заинтересованные в качественных работниках, стараются поддерживать социальную сферу, коммунальные инфраструктуры, образование и культуру в месте своего расположения. Иногда это оговаривается инвестиционными соглашениями, иногда является предметом корпоративной социальной ответственности.
Предложение 12
Ввести в систему оценок эффективности администраций наличие и качество соглашений с бизнес-сообществами о взаимоподдержке, создании местных деловых экосистем, нацеленных на: валовое увеличение числа рабочих мест, производственную, заготовительную и торговую кооперацию, приоритет использования в производстве и торговле местной продукции, совместные социальные проекты по развитию территорий. На основании мониторинга таких соглашений и их реализации сформировать публичный каталог лучших моделей взаимодействия бизнеса, местной и региональной администраций, систематизировать их до модельных решений и рекомендовать местным администрациям.
***
Региональные и местные администрации стимулируют ярмарочное движение. Доходит до того, что ярмарки обязывают проводить регулярно в каждом поселении. Это, казалось бы, благое намерение приводит к излишним обременениям малого предпринимательства.
Предложение 13
Разработать стандарты региональных передвижных ярмарок, мелкооптовых монопродуктовых межрайонных бирж (например, рыбных), с упрощенным допуском на них продукции постоянных продавцов с устойчивым реноме по качеству местной продукции. Применять эти стандарты при наличии достаточного количества производителей.
***
О продвижении продукции местных производителей. У малых предпринимателей на сельских территориях и в малых городах мало ресурсов для маркетинга, внешней (региональной, федеральной) рекламы, в т.ч. для демонстрации своей продукции на выставках. Нет средств на качественную упаковку, рекламные стенды.
Предложение 14
Разработать и утвердить порядок дотационной поддержки участия местных производителей в региональных, федеральных и международных выставках/ярмарках по результатам ежегодных региональных конкурсов.
***
О местных брендах. Многие регионы, не говоря уже о сельских территориях и малых городах, не могут похвастаться хотя бы десятком узнаваемых туристических брендов. В Европейских странах распространена практика присвоения товарным знакам местных признаков (пармская ветчина, коньяк), помимо собственных названий, товарам присваивается наименование местности происхождения или местной, широко узнаваемой достопримечательности. Так образуются двух-, а то и трехуровневые названия, позволяющие обособить товары по географическому признаку. Эту практику пора повсеместно внедрять и в регионах Российской Федерации, например, регистрируя в собственность муниципалитетов «зонтичные» бренды (например, в Верхнеуфалейском городском округе было принято решение зарегистрировать в муниципальную собственность товарный знак «Уфалейский гранит»).
Вторым аспектом развития местных брендов является стимулирование к росту внутреннего потребления производимых на местах товаров. У населения есть предрасположенность к покупке местной продукции («гастропатриотизм»), брендирование и экосертификация способны вернуть местной продукции приоритетный спрос.
Предложение 15
Разработать правила регулярных региональных конкурсов местных брендов с вознаграждением победителей грантами на масштабирование производства, упаковку и продвижение продуктов.
Об оказании консультационных услуг местным предпринимателям. Очень часто местный, особенно начинающий, предприниматель слабо ориентируется в мерах содействия, нормах и требованиях к предпринимательству. Но и обратиться за консультационной помощью либо не понимает куда, либо не может просто из-за удаленности администраций и служб. И винить предпринимателей «в незнании законов» нерационально, т.к. они пытаются, сильно рискуя, наладить производство и торговлю, что само по себе заслуживает уважения, и предложения помощи. Необходимо всемерно приближать не только консультационные пункты, но и разрешающие, контрольные, сертифицирующие службы к местам предпринимательской деятельности.
Предложение 16
Сформировать корпус региональных и муниципальных консультантов, оказывающих выездные консультационные услуги предпринимателям в местах наилучшей доступности для приезда. Консультанты должны иметь опыт работы в реальном бизнесе.
***
Об инновационном и экспортном потенциалах. Считается почему-то, что инновационная экономика присуща только крупным городам и специальным технопаркам (Сколково, Иннополис). Однако, в мире все чаще центры инноватики формируются на малых территориях и в удалении от мегаполисов. Региональным администрациям следует поощрять инновационные и экспортные инициативы предпринимателей, способствовать концентрации стартапов в высокотехнологических кластерах малых городов. Региональная поддержка предпринимателей для выхода на иностранные рынки явно недостаточна. По мере формирования местных брендов, инновационных продуктов, экопродуктов мирового качества, новых турпродуктов, регион совместно с местными администрациями и союзами производителей, может формировать каталоги и сайты экспортно-ориентированной продукции, собирать делегации производителей на иностранные выставки. Обеспечивать по запросам союзов предпринимателей маркетинговые исследования иностранного спроса на продукцию, производимую в регионе.
Предложение 17
Стимулировать регионы к разработке и реализации экспортных стратегий, учитывающих продвижение местных брендов и турпродуктов.
III. Развитие кооперации
В настоящее время на сельских территориях и в малых городах малыми предприятиями и самозанятыми производится очень мало продукции полного цикла. Как правило, предпринимательская деятельность обходится одним-двумя переделами (например, в лесопромышленном комплексе или в сельском хозяйстве). Советские формы производственной, сельской и потребительской кооперации разрушены или деградировали. На малых рынках господствуют скупщики сырья, скупающие его по крайне низким ценам, из-за чего основная прибавочная стоимость уходит в центры конечной переработки и продаж, расположенные обычно в крупных городах или окружающих их агломерациях. Производить сырье на местах в малых объемах становится невыгодно, на создание комплексных производств у мелких предпринимателей нет денег, получить оборудование в лизинг или долгосрочный кредит в банках на развитие производств фактически невозможно из-за отсутствия соответствующих залогов. В узкоотраслевых секторах, как правило, заготовительных, малые бизнесы конфликтуют с аналогичным за местные микрорынки или дефицитные каналы сбыта. Крупные предприятия редко вступают в кооперации с местными предпринимателями, предпочитая либо захватывать сырьевую базу и обеспечивать себя самостоятельно, либо, что еще хуже, завозят сырье со стороны. В России созрела острая необходимость возрождения кооперативных форм производства и торговли, в т.ч. с целью установления баланса сил с крупными предприятиями и финансовыми институтами.
Предложение 18
Рекомендовать региональным администрациям содействовать институализации союзов кооперативов, объединяющих потребительские, производственные и сельскохозяйственные кооперативы первого уровня, вырабатывающих совместные правила и стандарты, маркетинговые стратегии, создающих системы закупок, логистики и торговли, совместные фонды страхования и залогового обеспечения.
***
Кредитно-финансовые организации предъявляют к малому бизнесу, как правило, неприемлемо жесткие требования при оформлении кредитов, лизинга. Выше процентные ставки, требования к залоговому обеспечению, поручительствам, чем к крупным предприятиям. Финансово-кредитная система сознательно подталкивает местных предпринимателей искать альтернативные схемы финансирования своей деятельности и развития, в т.ч. кооперативные и цифровые. Примеры Михаила Шляпникова (Колионово), и кооператива «Лавка.Лавка» привлекают все больше сторонников. В то же время в России достаточно примеров эффективной кредитно-потребительской кооперации, которую государство слабо поддерживает. Вероятно потому, что она способна стать эффективным дополнением к банковской системе.
Предложение 19
Разработать меры федеральной и региональной поддержи кредитных кооперативов, в частности распространить на кредитные кооперативы правила системы страхования вкладов. По мере обеспечения сельских территорий и малых городов качественным интернетом разворачивать альтернативные цифровые финансовые системы, облегчающие местным предпринимателям доступ к банковским и иным финансовым услугам и ресурсам.