Новая жизнь народных промыслов
Ставка на традиции, расширение ассортимента, использование опыта Европы и Азии, поддержка не просто промыслов, а территорий их бытования – Экспертный совет по малым территориям выявил инструменты развития народных художественных промыслов в XXI веке.
Экспертный совет по малым территориям провел дискуссию, посвященную будущему народных художественных промыслов. Экономика, основанная на традиционных промыслах, – это и возможность, и риск для территории. Развитие народных художественных промыслов (НХП) позволяет создавать рабочие места, развивать туризм и «экономику впечатлений».
Однако в XXI веке потребительские модели стремительно меняются, некоторые привычки выходят из моды, цифровые впечатления успешно заменяют вещи.
По какому пути должны пойти традиционные промыслы: внедрять новые технологии или полностью сохранять аутентичность? Как выжить «реликтовой» экономике в XXI веке?
Краткие выводы дискуссии:
- Отрасль народных художественных промыслов (НХП) демонстрирует рост, при этом оставаясь одной из самых субсидируемых областей российской экономики. По данным Росстата, которые приводит Минпромторг, объем производства продукции НХП в России неуклонно растет – с 5 млрд руб. в 2013 году до 6 млрд руб. в 2018 году. 80% этого оборота приходится на 34 региона, в которых исторически были развиты промыслы. Объем субсидий с 2013 по 2018 год вырос с 310 млн руб. – до 633 млн руб., т.е. доля субсидий в обороте отрасли возросла с 6,2% до 10,5%.
- Отрасль находится перед несколькими жесткими альтернативами развития, от которых зависит ее судьба. Первая альтернатива: промысел или промышленность? Вторая: экономика или культура? НХП предстоит найти новую нишу в XXI веке.
- От прохождения этих альтернатив во многом зависит судьба территорий промыслов – большинство мест бытования НХП стагнируют.
- Фундаментальная основа НХП – культурная ценность традиции, требующая сохранения промыслов несмотря ни на что.
- Лидерские практики в сохранении традиционных художественных производств, к которым относятся и российские НХП, накоплены не только в Европе, но и в Азии. Одна из них – продвижение изделий промыслов через связь с другими традициями, вписывающимися в современные форматы. Например, экспорт изделий вместе с распространением по миру японской чайной церемонии.
- Разработана комплексная программа поддержки территорий НХП (программа ТЕТРА), для реализации она требует межведомственной координации.
- Нужна дискуссия о новых моделях развития НХП в конкретных регионах.