Дайджест № 7. Художник и место. Искусство включения

Многие малые территории сталкиваются с изменением идентичности. На это влияет развитие сетевого общества, туризма, возобновление сельскохозяйственных практик, процессы урбанизации, что в свою очередь   открывает новые возможности для обновления и репрезентации современной сельской культуры как вовне, так и самим жителям. Самое сложное в этом процессе – найти новую перспективу, увидеть и проявить таланты и навыки местных жителей, вдохновить на создание нового.

В информационном дайджесте программы "Адаптация: Практики о практиках" Фонда Тимченко и Ассоциации менеджеров культура делимся итогами Публичного разговора «Художник и место. Искусство включения», который был посвящен роли автора, художника и искусства в развитии территорий.


#ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  • В чем сила и польза художественных интервенций для сельской местности?

  • Как привлечь, вовлечь и построить отношения доверия с местными жителями?

  • Как рассмотреть и проявить таланты и навыки местных жителей, вдохновить на создание нового?

  • Может ли художник привести новую перспективу в сельскую местность?

  • Как искусство может влиять на развитие территории и сообщества?

#КОНТЕКСТ

Художник в сельской местности: доверие рождается на личном уровне

 Георгий Никич (Москва, Россия)

Куратор, разработчик и консультант программ социокультурного развития территорий, член совета партнёрства Ассоциации менеджеров культуры, преподаватель факультета Управления социокультурными проектами МВШСЭН.

Есть сельская местность или малый город, и большой город рядом, работающий «магнитом», и есть институции: музеи, клубы и т.д., и вот – в эту систему попадает художник. Проводником его оказывается какая-то из институций (музей, библиотека, или клуб).

Какие же есть ожидания от художника и его искусства? Скорее всего мы услышим ответы про картину в раме. Если мы спросим про искусство в сельской местности, то скорее всего мы услышим что-то про ремёсла, народное творчество, фольклор, и т.д.

Когда мы говорим о современном искусстве, оно отталкивается от того, что сначала была идея/видение и эта идея была внутри художника. Идея – понять, что же интересного, уникального, необычного именно в этой сельской местности.

Местные жители не обязательно понимают, что это – искусство, но чувствуют, что к ним проявлено внимание, они могут проявить свои возможности, увидеть перспективу – что-то сделать на продажу, что-то сделать для повышения своего статуса, а что-то и для формирования нового смысла, образа и значения места. Всё это сосредотачивается в точке, которой невозможно управлять, и эта точка – художник. Он берет на себя не только креативные функции, но и функцию посредничества.

Подробнее >>>

#МНЕНИЕ

Искусство субъективно и это хорошо; искусство не обязано решать проблемы, ответственность художника – репрезентация, акт и факт репрезентации.

 Вапке Феенстра / Wapke Feenstra (Роттердам, Нидерланды)

Художник, со-основатель творческой группы myvillages.org (http://myvillages.org/)

Для меня было важно показать людям в сельской местности, что они – создатели, а их работа на земле имеет большую ценность. Их жизнь требует напряжения, смекалки, находчивости, воображения, наконец. И, конечно, умения создавать вещи своими руками. Но не это ли требуется и от художника? Это идёт и на пользу искусства.

Искусство сегодня – территория с очень размытыми границами. Я просто приглашаю на неё людей, которые обладают креативностью. Тех, кто, возможно, уже является художником, но просто не подозревает об этом. Каждый человек – художник, просто надо ему это показать.

Любое искусство предполагает соучастие зрителя, даже если он просто смотрит на картину. Не я создаю портрет деревни, но её жители. Я лишь помогаю им создать тот образ, который они сами хотят.

Я взяла за правило себя ограничивать и показывать не только свои работы, но показывать работы местных жителей.

Очень важно установить такие отношения, когда вы делитесь обоюдно своими ресурсами.

Подробнее – см. видео 15:20 

#КЕЙС_СДЕЛАНО В ЗВИЗЖИ


Комментарий Георгия Никича:

В итоге можно выделить полезные результаты пребывания myvillages.org в Zvizzchi village –не закрылась школа, появилась керамическая мастерская, работает деревенский магазин, «Made in Zvizzchi» стало брендом – создана линейка местной продукции…

Благодаря работе с геологами у жителей появился совершенно другой исторический контекст и понимание места.

Необходимо отметить и новую гибкую институциональную форму «арт-резиденция». Именно арт-резиденция стала базой и центром работы группы myvillages.org в Звизжах в 2012-2014 годах.

Подробнее – см. видео 57:08 

Международный сельский магазин и его продукты https://vimeo.com/447826061 Жители Звизжи и других российских деревень рассказывают, как о российских, так и о зарубежных сельских и фермерских продуктах и изделиях. Это один из инструментов вовлечение сельских жителей, способ репрезентации и коммуникации участников проекта. © Все права защищены Myvillages 2015 / Данное видео один из результатов проекта Made in Zvizzchi проекта Международный сельский магазин. Несогласованное с правообладателем распространение и демонстрация запрещены.

А также >>> О ПРОЕКТЕ «СДЕЛАНО В ЗВИЗЖИ» - рассказывает куратор проекта, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры Инна ПРИЛЕЖАЕВА – «Сила художественных интервенций» https://youtu.be/giFADmkXY04

 

#ПОЛЕЗНОЕ_ЧТЕНИЕ

  • Кейс «Сделано в Звизжи» // Сборник «Социокультурные проекты как двигатель развития малых городов и сел». М. 2018. URL: https://bit.ly/2ZOdOCw Исследование КБ «Стрелка» проведённое по заказу Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко в рамках подготовки Всероссийского конкурса проектов для малых городов и сел «Культурная мозаика» предлагает несколько российских и зарубежных примеров социокультурных и арт-проектов в деревнях и на малых территориях.
  • АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ: встречный импульс. Россия- Нидерланды 2012-2013гг. URL: http://amcult.ru/art-rezidentsii-vstrechnyj-impuls Издание рассказывает об основных моделях и даёт ответы на многие вопросы о возможностях арт-резиденций для творческих профессионалов и развития территорий.
  • Сила комиксов. Как социальный арт-проект помогает возрождать исчезающие национальные языки https://7x7-journal.ru/articles/2019/05/29/sila-komiksov-kak-socialnyj-art-proekt-pomogaet-vozrozhdat-ischezayushie-nacionalnye-yazyki Пример проекта, объединившего художников России и Финляндии для сохранения исчезающих языков севера
  • Арт-резиденция - инструмент переосвоения городов // из авторской программы «Практики Территорий»:
  • Серия 1 Что такое арт-резиденция в деталях. https://youtu.be/n4wvSe4_g7w
  • Серия 2 Акт чистого творчества vs прагматика: отношения художника и места https://youtu.be/vX62Abv1RMQ
  • Серия 3 Арт-резиденция как институт будущего https://youtu.be/h3yK_djroac

Программа «Адаптация: Практики о практиках» Фонда Тимченко - это серия открытых разговоров с экспертами и практиками о новой реальности, вызовах и решениях. Оператор и разработчик программы – Ассоциация менеджеров культуры (coordinator@amcult.ru)