Дайджест № 5. Адаптация: новая роль культуры?

7 июля в рамках онлайн программы "Адаптация: Практики о практиках" состоялся первый экспертный диалог «Адаптация: новая роль культуры?».

Организатор программы – Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, оператор и разработчик программы – Ассоциация менеджеров культуры.

00:00 Вступительное слово

 ИННА ПРИЛЕЖАЕВА, исполнительный директор АМК

В ходе нашей работы в июне и в отзывах участников «Культурной Мозаики», как ни удивительно, снова встаёт вопрос о том, какова новая роль культуры в этой ситуации неопределённости и изменений.

На обсуждение для наших экспертов и коллег мы решили вынести следующие несколько вопросов:

  • Как современная ситуация повлияла на понимание места и роли культуры на локальных территориях?

  • Какова роль культуры в развитии локальной экономики: зоны роста, приоритеты и ограничения в решении актуальных проблем (туризм, предпринимательство, креативные индустрии, местные сообщества)? Какую роль в этом играют социокультурные ресурсы и технологии?

  • Какие инструменты и технологии используют регионы для аккумуляции ресурсов устойчивости и развития?

 

03:50 Вступительное слово

 ЕЛЕНА КОНОВАЛОВА, руководитель программы «Культура», руководитель программ Фонда Тимченко http://timchenkofoundation.org

Тема роли культуры сегодня несомненно актуальная. Она поднимается на различных научных и публичных форумах.

Нас беспокоит, что волна пандемии доходит сейчас и до малых территорий. Изоляция нарушает все устоявшиеся привычные форматы общения, не всё возможно перевести в онлайн форматы, и мы продолжаем надеяться, что через какое-то время сможем вернуться в привычные практики. С другой стороны, важно находить такие решения, чтобы этот период не остался лишь временем ожидания, но стал окном, открывающим взгляду новые возможности.

Нам важно, чтобы наша программа, была вам полезна в практическом, а не только в просветительском плане, и поэтому нам очень ценна ваша обратная связь и ваши запросы о тех темах и компетенциях, которых вам сейчас не хватает на земле.

Сегодня мы говорим не только о важности сетевого партнёрства и горизонтальных связей между лидерами культуры, лидерами сообществ, но также о значении правильного выстраивания отношений с местной администрацией, с администрацией субъекта федерации. Важно показать, что те задачи, которые стоят перед департаментами и администрациями, могут решаться в партнёрстве с вами, и нужно эти предложения грамотно упаковывать и преподносить. У нас сейчас есть возможность совместно активно формулировать актуальную повестку.

#МНЕНИЕ

14:30 Выступление эксперта

 ЮЛИЯ РЫБАКОВА, руководитель департамента туризма Ярославской области, эксперт и практик в области региональной культурной политики и маркетинга культуры.

Скачать презентацию спикера

Культурные институции очень тяжело переживают ситуацию изоляции. Помимо того, что все хотят работать со своими посетителями, это ещё и экономические вопросы, так как доходы у нас в Ярославской области во многом зависят от туристического потока. Изоляция и закрытие бизнесов на 3 месяца ставит большие вопросы об экономике, и это будет одной из важнейших тем всего 2020 года.

17:30 Культурные рынки: этапы развития


Если в прошлом при формации Культура 1.0, сфера культуры воспринималась побочным продуктом промышленного роста, то в 2011-2019 годах мы в России начали обсуждать концепцию Культуры 2.0 – культуры как индустрии, как экономической области, которая создаёт новые рабочие места и влияет на рост экономики в регионах, состоялось несколько ярких региональных проектов: в Перми, в ПФО, в Москве была развёрнута большая программа.

Однако, сейчас мы видим, что европейские страны идут дальше, предлагают рассматривать культуру как источник новых ценностей, что говорит о переходе к новой формации – Культура 3.0, и в русле этого тренда, думаю, начинает двигаться и Москва, беря на вооружение дискуссию о жизни мегаполиса и прилегающих территорий, и отмечая роль креативных индустрий.

 

#ТРЕНДЫ

19:00 Национальный проект «Культура» и региональный контекст Ярославской области

  • Тренд на реализацию проектов по основным направлениям нацпроекта «Культура» продолжится.

  • Тренд на фестивализацию и развитие событийных форматов сейчас поставлен под вопрос, и мы думаем, как сохранить событийное разнообразие для наших аудиторий. Это важно, так как событийный туризм даёт возвратного посетителя.

  • Тренд на развитие внутреннего туризма актуален, эксперты пишут, что спрос превышает предложение. Вопросы безопасности стимулируют развитие частного, семейного автомобильного туризма, и мы готовимся реагировать на этот тренд. Это особая аудитория, и мы, например, готовим единую навигационную систему, информирующую туристов, не только онлайн, но и офлайн на территории.

  • Тренд на рост частных инвестиций в культуру. Объем инвестиций за последние несколько лет, в том числе и в частные музеи, составил около 10 млрд. рублей. С этими игроками важно научиться работать.

 

25:44 В чём следующий шаг развития?

#МНЕНИЕ Моя гипотеза, что это должна быть городская среда – и через конкурс МинСтроя, и через национальный проект по туризму, который сейчас обсуждается. Это и вопрос смыслов, которыми будут наполняться городские пространства, и маршруты, и новые культурные и туристические конкурентоспособные продукты территорий. Я считаю, что без культуры это невозможно сделать.

Очень важно задуматься о customer journey – пути клиента/ посетителя и его мотивации. Интересно посмотреть на опыт Финляндии, предлагающей «культурные ритуалы», свойственные данной этнической культуре.

Тренд на работу с наследием (в т.ч. с индустриальным наследием) продолжается, и следующий шаг в этом направлении – наследие плюс природа.

Тренд на развитие человеческого капитала. Здесь вес приобретают мастера (различные промыслы, ремёсла, уникальные умения свойственные данной территории), а также логика экономики впечатлений, что говорит о важности использования подхода обучения через развлечение - edutainment.

 

#КЕЙС

34:05 Презентация: РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ ЯРОСЛАВИИ «ЛЕТО НА ВОЛГЕ» 

Изучите, чтобы узнать подробнее, как Ярославская область работает со своим туристическим предложением:

  • Тренды внутреннего туристического рынка.

  • Целевые аудитории.

  • Ключевые сообщения и предложения.

  • Цифровое продвижение, основанное на «прикосновениях» с целевой аудиторией (карты гостя и т.д.).

  • Дополнительные проекты: Образовательный Акселератор (поддержка проектов и МХП), Школа проводников для местных жителей, Программа поддержки исторических сёл, которые создают свои туристические компании и предложения.

Мне кажется, что кризис нам открыл новые возможности. Восстановление старых моделей потребления мне кажется иллюзией, и надо обратить внимание на новые тренды и модели, о которых я рассказала.

 

#ВОПРОСЫ & ОТВЕТЫ

42:25 Обсуждение выступления Юлии Рыбаковой:

 ОЛЬГА КАРПОВА, руководитель Отдела развития Московской высшей школы социально-экономических наук (Шанинка), член Совета партнёрства Ассоциации менеджеров культуры, эксперт в области культурной политики и стратегического развития

Юлия, очень вдохновляющая картина получилась. Прекрасные перспективы и возможности для долгосрочной стратегической работы для игроков, которые живут и работают на территории Ярославской области. Вы выступаете, по сути, продюсерами, которые формируют пакетные туристические программы и форматы, в которые могут встраиваться различные игроки: крупные, малые, и даже микро, понимая то направление, куда можно двигаться. Но таких регионов у нас в стране не много, отсюда мой вопрос:

45:27 Чтобы вы посоветовали тем, у кого нет такого ресурса, нет туристического потока, где скорее пока наблюдается «случайное гостеприимство»?

Точно формировать предложение и «вкусный» продукт, а дальше его предлагать и продвигать:

- Писать письма на предприятия региона, ориентироваться на местных жителей, которые позволят обкатать продукт.

- Далее современный цифровой мир предлагает нам прямой доступ к потребителю:

  • соц.сети/сайты;

  • электронные системы продаж (TripAdvaiser, Booking.com и т.д.), далее;

  • начать работать с региональными туроператорами.

Сейчас пойдёт поддержка внутреннего туризма, 40 регионов получат дотации на перевозки.

50:29 Как понять, какая аудитория к тебе поедет?

  • Важно тестировать идеи:

- Использовать интернет, через рассылки, можно получить обратную связь.

- Прямые звонки – 10 иногородних друзей.

  • Важно находить сообщества, которым может быть интересно ваше предложение – вело-маршрут – используйте сообщества вело-любителей.

  • Привлекайте молодёжь, студентов, стажёров.

54:09 Как вы относитесь к UGC – частному, пользовательскому контенту и предложению?

С одной стороны, можно использовать тренд на личный, авторский взгляд на территорию, есть несколько платформ, которые сейчас уже продвигают авторские экскурсии и туры, но с этим нужно работать также как с любым туристическим продуктом. Мы понимаем, что людей всё-таки нужно обучать, но в будущем это очень перспективное направление.

Также важна работа с популярными блогерами. У них важный ресурс, за этими людьми стоит огромная аудитория, которая нам даже не снилась.

Развивается институт посла/амбассадора бренда – также один из развивающихся трендов.

Анастасия Замятина – музейный амбасадор / фотограф - https://www.facebook.com/azamyatina

1:00:15 Как работать с дорожным строительством?

Я работаю с доступностью туристических аттракций. Я ежегодно на имя департамента дорожного хозяйства вместе с экспертами формирую список дорог, которые важны с точки зрения обеспечения туристического потока. За 3 года ко мне привыкли, и все дороги в той или иной степени включены в планы по ремонту.

Рекомендую ходить напрямую и доказывать. У дорожников единственным критерием является социальная значимость и количество населения, а количество туристов не является дополнительным критерием для ремонта дороги.

Если мы все напишем по письму в Совет Федерации с просьбой включить такой критерий и что село, обладающее туристическим потенциалом, должно иметь хорошую дорогу, тогда у нас, возможно, появится такой критерий. Напишите своему представителю в Совете Федераций.

 

#МНЕНИЕ

1:03:20 Выступление эксперта «Социальные и специфические роли культуры»

 ОЛЬГА КАРПОВА, руководитель Отдела развития Московской высшей школы социально-экономических наук (Шанинка), член Совета партнёрства Ассоциации менеджеров культуры, эксперт в области культурной политики и стратегического развития

Основная проблема, которую я вижу у нас в России – довольно редуцированное понимание «социального» и социальной значимости. В ситуации кризиса, и в целом, если мы посмотрим на условия грантовых конкурсов, мы чаще всего увидим, что под «социальным» понимают работу с ярко выраженными социальными проблемами, т.е. работу с социально уязвимыми группами населения (малоимущими, людьми с ОВЗ, и т.д.), что далеко не ограничивает социальную значимость в действительности.

Во всём мире при распределении средств (частных и государственных) всегда есть понятные политические приоритеты, которые эти субъекты ставят перед собой, и проекты должны работать на те изменения, которые эти программы стараются достичь.

Поэтому «социальные эффекты» понимаются максимально широко:

  1. То каким образом культура работает на развитие территории

  2. Как она косвенно содействует развитию локальной экономики, предлагая новые сферы занятости и приложения труда для жителей

На глобальном уровне сейчас повсеместно обсуждается концепт, который некоторые страны ставят во главу угла своей культурной политики. Это «БЛАГОПОЛУЧИЕ» - wellbeing – что довольно трудно переводится на русский, т.к. это понятие шире простого материального благополучия, но включает личностное благополучие, то как человек себя ощущает, насколько он доволен своей жизнью, в том числе и на этой конкретной территории. Это близко к понятию «индекса счастья» о котором учёные говорили ранее.

Именно культура и возможность удовлетворять свои культурные потребности с одной стороны, а с другой стороны потребности в общении с людьми, разделяющими общие интересы, общее культурное наследие, общие ценности – оказываются в центре всей дискуссии о «благополучии».

Часто именно удовлетворённость этих потребностей перевешивает факторы занятости и достойного уровня жизни при принятии человеком решения оставаться на этой территории или нет.

Мне кажется, что именно вокруг этого концепта должны строиться культурные стратегии и культурная политика, как отдельных институций, так и территорий.

1:09:08 Культура работает на то, чтобы люди чувствовали себя на конкретной территории счастливыми и живущими полноценной жизнью.

#ТРЕНДЫ

  1. Тренд на расширение доступа к контенту через цифровые каналы коммуникации остаётся
  2. Появляется тренд на поиск адекватного конструктивного диалога с аудиториями, как новыми, приходящими из сети, так и лояльными

  3. Диверсификация культурного предложения при сохранение высокого уровня качества и конкурентоспособности

  4. Платформы/цифровая экономика становятся новой инфраструктурой культуры, требующей соучаствующего/ партнёрского менеджмента

  5. Происходит рост значения локального контента и одновременно доступности цифрового контента

  6. Уникальный контент укрепляет свои позиции как основы всего культурного рынка, при диверсификации схем и цепочек его производства. Удалённые сети производителей, которые связываются продюсерами, способными выстраивать коммуникацию и производственные процессы для получения качественного продукта.

  7. Парадигма экономики совместного производства и совместного использования – sharing economy – завоёвывает свои позиции

 

Настало время, когда мы должны научиться лоббировать интересы культурной сферы в широком понимании и малых территорий, которые часто остаются один-на-один со своими проблемами. Я имею в виду даже не лоббирование дополнительной материальной поддержки, которая, конечно, никогда не помешает, а изменение тех законодательных, регулятивных норм, связанных с правилами игры, по которым мы живём и работаем, и которые являются сильно ограничивающими, а при этом не обязательными.

Основная проблема, с которой столкнулась сфера культуры, что вся деятельность – это офлайн общение, публичные события для значительных групп людей, где современные правила социальной дистанции практически не оставляют шанса многим организациям и бизнесам выжить и заниматься своей деятельностью. Получается, что в сфере культуры риски исчезновения негосударственного сектора не считаются значительными, если сравнить, например, с авиаперевозками.

Источник: https://www.classicfm.com/discover-music/periods-genres/opera/stars-say-social-distancing-concerts-not-flights/

Мне кажется, нам всем надо подумать и озвучить вопросы о том, где пределы ответственного, но возможного действия внутри культурного поля, чего мы можем добиться простым изменением регламентов, объединив усилия.

Сейчас становится ясно, что, если мы действуем коллективно, нас слышат, а значит -  есть шанс добиться изменений к лучшему.

 

#МНЕНИЕ

 Николай Прянишников, председатель попечительского совета АМК, эксперт Фонда Тимченко, Агентства стратегических исследований (АСИ) и Министерства строительства и ЖКХ, старший преподаватель факультета Управления социокультурными проектами МВШСЭН (Шаника)

Одним из выводов сегодняшней встречи является то, что образ предпринимательства в современных пандемических и государственных условиях стал менее привлекательным, и предприниматели, в том числе культурные, испытывают сейчас большие проблемы.

Хочется отметить, что социальная связанность, умение сформировать сеть и придумать новое направление развития культуры – являются спасительными навыками для многих лидеров локального развития. То, о чём мы говорили, призывая последние годы делать больше социокультурных проектов, показывает свою эффективность, так как проектирование, работая с проблемными ситуациями, предлагает пути и инструменты для выживания и выхода на развитие.

Значение локального возрастает. В сложной ситуации мы соизмеряем свой опыт с опытом предков, и способность к интерпретации трудностей, к позитивному мышлению становятся ресурсами для адаптации и развития.

 

#ПОЛЕЗНОЕ_ЧТЕНИЕ

НАПОМИНАЕМ:

Фонд Тимченко объявляет об переносе сроков всех стажировок на осенний период. Подать заявку на участие в групповой стажировке в номинации «Регион плюс», «Сетевые инициативы» и «Культурная практика» можно будет с 8 по 30 августа 2020 года.

Подробнее читаем на: http://cultmosaic.ru/press-center/contest/izmeneniya-v-srokakh-konkursa-stazhirovok/ и http://cultmosaic.ru/press-center/contest/izmenilis-sroki-provedeniya-stazhirovok/

 

АКТУАЛЬНЫЕ ГРАНТОВЫЕ КОНКУРСЫ:

  • Гранты Президента Российской Федерации https://президентскиегранты.рф/

  • Специальный конкурс поддержки социально ориентированных НКО в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции до 15 июля.

  • Конкурсы МинКульта: https://www.mkrf.ru/activities/contest/

  • Конкурс волонтёрских центров в сфере культуры до 26 июля 2020 года, грант до 100 000 рублей. https://contests.dobro.ru/vk

 

Концепция WELLBEING в туризме – «Well-being: новый формат или модный тренд?» // National Geographic Россия https://nat-geo.ru/special/well-being-novyy-format-ili-modnyy-trend/

Концепция WELLBEING в HR – «Концепция благополучия – well being – тренд или обязательный элемент корпоративной жизни?» http://www.humantime.ru/publications/konczepcziya-blagopoluchiya-%E2%80%93-well-being