Фонд Тимченко

Жители Урюпинска получили очередной привет от Бэнкси

Южный ФО
Портрет Маяковского в стиле стрит-арт появился в середине декабря в Урюпинске в районе трикотажной фабрики и пополнил коллекцию рисованных знаменитостей столицы российской провинции. Напомним, до этого большой резонанс среди урюпинцев и гостей города вызвал портрет известного испанского художника Сальвадора Дали на стене электроподстанции рядом со сквером Комсомола. Автор портрета Маяковского, как, впрочем, и Дали, пожелал остаться неизвестным. Корреспондент «Волгоградской правды.ру» провела свое расследование и попыталась узнать, кто же он, этот загадочный художник, чьи произведения напоминают картины Бэнкси – кумира миллионов.

Ищите девушек!

Сразу скажем: с самим урюпинским Бэнкси встретиться нам не удалось – как и Бэнкси настоящий, он предпочитает анонимность и интервью принципиально не дает. Но мы узнали, что подвигло его на творчество. А подвигли его, как и стоило ожидать, девушки. И не просто прелестницы из столицы российской провинции, а студентки специализированного факультета Российского университета дружбы народов – Валерия Мелованова и её подруги.

В 2017 году они, учась в магистратуре, совместно с городским художественно-краеведческим музеем решили напомнить землякам об уроженце Урюпинска – донском казаке и художнике Георгии Калистратовиче Артёмове. В России имя Артёмова малоизвестно, хотя оно по праву вошло в европейскую историю авангарда первой половины XX века, а его работы находятся в крупнейших музеях Европы и частных коллекциях, в том числе в музее Орсе и в центре Жоржа Помпиду в Париже.

Георгий Артёмов был личностью интереснейшей. Сын казачьего атамана, он серьезно увлекся живописью. В казачьей среде рисование считалось баловством, однако юноша наперекор воле отца поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс знаменитого Константина Коровина и как один из лучших студентов был направлен на стажировку в Париж. Там он познакомился с Модильяни и Пикассо, жил на Парнасе и даже расписывал интерьеры кафе. Там же, в Париже, его застала Первая мировая война. В составе интернационального корпуса русский художник воевал, был ранен, после лечения в госпитале в 1917 году вернулся в Россию и попал в круговерть революции и гражданской войны. Через три года он окончательно эмигрировал во Францию, однако всегда с теплотой и тоской вспоминал свою родину.

Прекрасные «хулиганства»

Как рассказывает Виктория Мелованова, им удалось добыть ценнейший исторический документ – запись из метрической книги урюпинской Вознесенской церкви о младенце Георгии Артёмове, его родителях и крестных родителях. Благодаря этому документу они познакомились с дочерью художника Марией Артёмовой-Тесте, живущей на юге Франции, и договорились об экспонировании в Урюпинске 30 работ её отца, а точнее электронных реплик картин очень хорошего качества.

В результате большой исследовательской работы появился проект, представленный на всероссийский конкурс «Культурная мозаика малых городов и сёл». Он, кстати, стал единственным проектом – лидером в ЮФО и выиграл очень серьезный грант. На средства гранта в прошлом году в Урюпинске прошло масштабное мероприятие – арт-фестиваль городской культуры ARTEMOFF, на который съехались музыканты, художники, архитекторы, фотографы, дизайнеры из разных городов России.

Они не только открыли для себя Урюпинск, который до сих пор считали «городом из анекдотов», но и с помощью волонтёров – старшеклассников и студентов – помогли ему преобразиться внешне. Именно тогда в столице российской провинции и «родились» первые интересные арт-объекты. Например, вместе с руководителем Центра прикладной урбанистики, преподавателем МГУ Святославом Муруновым волонтёры сделали три оригинальные арт-лавочки в разных районах города. А пермские стрит-художники из команды «Фрукты» опять-таки вместе с волонтёрами расписали в стиле граффити несколько городских объектов.

Так на акведуке в центре Урюпинска появился герой голливудского мультика – Крыс, который сам себя разрисовывает краской. Рядом с детской поликлиникой на будке энергетиков, где раньше красовалось мазутное пятно, возник портрет художника-авангардиста с сигарой во рту, который якобы эту кляксу нарисовал. И очень полюбился местным жителям рисованный персонаж Игорь. Он стоит в глубокой задумчивости возле пивнушки, а в руке у него... бутылка молока.

Провинция не отпускает

Арт-фестиваль давно завершился, а арт-объекты, «спровоцированные» им, продолжают появляться в Урюпинске. Это очень качественно сделанные уже урюпинскими стрит-художниками портреты Сальвадора Дали и Владимира Маяковского, с которых мы начали рассказ.


И точку ставить на этом рано! Команда уже не студенток, а выпускниц РУДН вместе с Урюпинским художественно-краеведческим музеем выиграла очередной грант и замахнулась на продолжение фестиваля городской культуры уже в 2019 году.

Так что продолжение следует. А в потенциальных участниках фестиваля – креативных молодых людях из разных регионов России уже сегодня недостатка нет. Теперь они точно знают, что есть такой город Урюпинск, что он действительно крутой и что он действительно столица, хоть и провинции.

По материалам газеты «Волгоградская правда»