Сибирские ханты заинтересовали европейских режиссёров

Уральский ФО
Хантыйский «Театр берестяных масок» готовится провести в Германии творческую лабораторию. По мнению зарубежных режиссёров, коллективу из тюменского села Казым удалось создать свой выразительный язык, который вписывается в контекст европейского театрального искусства.

История импровизационного «Театра берестяных масок» началась с желания сохранить единственный древний ритуал на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) - праздник народа ханты "Медвежьи игрища". Благодаря победе в конкурсе «Культурная мозаика малых сел и городов» в 2015 году цели проекта расширились: появилось стремление не только сохранить культурное наследие региона, но и повлиять на развитие всей территории. Попытка адаптировать древнюю церемонию к современным реалиям удалась: за два года театр шагнул за пределы села и вышел на общероссийский уровень. Документальный фильм о театре получил специальный приз на международном кинофестивале «Спасти и сохранитьл» в 2016 году. Кроме того, благодаря проблеме сохранения ритуала, которую поднял «Театр берестяных масок», власти ХМАО согласились в октябре 2016 года внести «Медвежьи игрища» в реестр нематериального культурного наследия России.

По мнению эстонского режиссёра, профессора сценического факультета Эстонской академии музыки и театра Анне Тюрнпу (Anne Türnpu), творчество хантыйского театра может по достоинству оценить европейская публика. «Сейчас в Европе исчезают границы между профессиональным и непрофессиональным театром. В основе традиционного театра - система Станиславского, это язык, на котором говорят профессионалы. Ханты про него ничего не знают, поэтому выдумали свой выразительный язык, и он получился чудесным. Достаточно посмотреть спектакль «Апщи» («Младший брат»). Это действительно магическая постановка: странная и красивая смесь визуального театра и театра кукол, где у вещей есть душа», - считает Анне Тюрнпу. Финский режиссёр и театральный деятель Янне Сааракалла (Janne Saarakkala) отметил сильное магическое чувство ритуальности спектакля «Апщи».

По материалам журнала «Отдых в России»