Фонд Тимченко

С пользой для ума и сердца

Уральский ФО

В России насчитывается 46 действующих узкоколейных железных дорог. Алапаевская - особенная. Это уникальная не только для нашей страны, но и всего мира транспортная артерия. Она функционирует уже 120 лет.

Корреспондент газеты беседует с Олегом Александровичем Костроминым, старшим научным сотрудником Верхнесинячихинского музейного объединения.

- Олег Александрович, нынешний год пройдет под знаком юбилея АУЖД?

- Да, летом Алапаевской узкоколейной железной дороге исполнится 120 лет. Ее строительство началось в далеком 1895 году. 12 июля 1898-го она вошла в ряды действующих. Даже сейчас, в столь солидном возрасте, АУЖД остается одной из самых протяженных в России и мире магистралей с шириной колеи 750 миллиметров. Она по-прежнему работает как транспортное предприятие. АУЖД, вдобавок, представляет собой разветвленную узкоколейную систему с регулярным пассажирским движением - одну из немногих сохранившихся.

- Как магистраль развивается в культурно-историческом пространстве?

- С 2013 года на территории нашего муниципального образования действует успешный проект «Под стук колес по земле Алапаевской». Его основная цель - привлечь к нам как можно больше туристов и тем самым помочь сохранить узкоколейку. Поэтому команда Верхнесинячихинского краеведческого музея разработала свой социокультурный проект. Он называется «Дорога, которую мы выбираем». В 2017 году наш проект победил во Всероссийском конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сёл», поддержку которому неизменно оказывает известный благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Цели у нас масштабные. Так, проект должен сформировать условия для организации культурно-образовательного досуга молодежи, ее всестороннего развития. Мы хотим вовлечь подрастающие поколения в процесс сохранения исторического наследия поселка Верхняя Синячиха. Важно также осмыслить и интерпретировать магистраль как объект общего культурно-исторического наследия. Для достижения этих целей нужно решить ряд задач: организовать обучение школьников, воплотить интерактивную экскурсионную программу «Рельсы – шпалы» с участием ребят, которые прошли подготовку на детской станции творчества и досуга и обеспечить комфортное времяпрепровождение – через множество мероприятий культурно-образовательной направленности.

- Почему все же вы остановили свой выбор именно на Верхней Синячихе?

- Это, в первую очередь, самый крупный населенный пункт муниципального образования «Алапаевское». Во-вторых, прямо через поселок пролегает главная линия АУЖД. В-третьих, здесь сохранилось историческое, отдельно стоящее деревянное здание станции Синячиха, введенное в эксплуатацию в 1901 году. В 2000-м после снижения количества поездов ее ликвидировали. В 2014 году здание станции перешло к Верхнесинячихинскому музейному объединению. Постепенно нам удалось его отремонтировать. Уже в 2015-м мы предложили концепцию визит-центра ССтанция Синячиха». Год спустя началось создание экспозиций, которые и располагаются в здании - это «Кабинет дежурного по станции» и «Зал ожидания», а также сувенирная лавка. И сейчас визит-центр нередко принимает туристов, путешествующих по Алапаевской узкоколейке.

- Что даст реализация этого социокультурного проекта самому поселку?

- Прежде всего мы формируем туристически привлекательный, уникальный имидж Верхней Синячихи. Ожидается активное развитие культурного уровня поселка и, вследствие этого, повышение статуса населенного пункта в глазах местных жителей. Следует поддерживать творческие инициативы молодежи, вовлекать жителей в процесс сохранения культурно-исторического наследия, всесторонне содействовать достижению социальной сплоченности общества. Наш проект решит множество актуальных проблем Верхней Синячихи. Одна из бед старой исторической части поселка - недостаточное количество действующих площадок, которые обеспечили бы культурно-образовательный досуг подрастающим поколениям на бесплатной основе. Проект предлагает детям и молодежи именно такое место, где они смогут осуществить все свои идеи и задумки, увлекательно, с пользой для собственного развития провести время.

Есть и еще один важный аспект. Падение объемов перевозимых грузов и пассажиров создает ощутимую угрозу самому существованию узкоколейки и, как итог, может обернуться утратой действующего исторического объекта. На сегодня привлечение внимания людей к экскурсионным турам по АУЖД, ее представление именно как мощнейшего туристического объекта - одно из важных направлений работы Верхнесинячихинского музейного объединения.

Так что реализация этого проекта в поселке позволит не просто создать площадку для досуга детей и молодежи. Мы делаем узкоколейную железную дорогу популярнее, привлекательнее для посещения. В перспективе, к слову, увеличение пассажиропотока способно превратить АУЖД в самодостаточное предприятие. Это условие обеспечит магистрали дальнейшее существование.

- Олег Александрович, ваш проект уже перешел в практическую стадию?

- Его претворение в жизнь идет полным ходом. В декабре с мониторинговым визитом приезжала Вера Барова, региональный координатор Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл» по Уральскому округу, представитель фонда Тимченко. Она посетила наши музеи - краеведческий и истории АУЖД, детскую школу искусств, две общеобразовательные средние. Мы организовали для нее и путешествие по узкоколейной железной дороге – от Алапаевска до Верхней Синячихи - в туристическом вагоне. А на встречах предметно обсудили перспективы сотрудничества музеев и образовательных учреждений поселка, возможности более широкого вовлечения школьников в реализацию проекта. Мы можем сказать: первая проверка пройдена успешно.

В этом году началось проведение музейных занятий по истории АУЖД и вообще железнодорожного транспорта для молодежи. В Верхней Синячихе уже обретает реальные очертания то самое творческое пространство, которое станет для подрастающего поколения комфортным местом встреч и общения. Словом, здесь можно проводить свободное время с пользой для ума и сердца!

По материалам газеты «Гудок.ру. Уральская магистраль»