Оживляющий театр: как в Орле-городке театр решает социальные проблемы

Приволжский ФО

Поселок Орёл Пермского края мало чем отличается от других маленьких российских поселений, за исключением одной особенности – здесь проживает большое число приёмных семей и детей. В начале 2000-х многие орлинцы решили стать профессиональными приёмными родителями и начали брать в семьи детей из детского дома Березников, где на тот момент проживало порядка 90 сирот. Со временем детей-сирот в учреждении не осталось, и детский дом закрылся. Некоторые его сотрудники сами стали воспитателями приёмной семьи или устроились работать в центр сопровождения таких семей.

Для детей организовали театр-студию «Ожившая история», который стал центром притяжения в посёлке, где теперь создаются и объединяются творческие коллективы, развивается волонтёрская активность, ведётся проектно-исследовательская деятельность и детьми, и взрослыми.

Пример жителей Орла Пермского края показывает, как культурные проекты могут решать социальные проблемы.

Орёл-городок

Посёлок в Усольском районе Пермского края зародился в далёком XVI веке под гордым именем «Орёл-городок». Сейчас жители называют Орёл «спальным районом» соседнего города Березники: жить в посёлке комфортно, но работы нет – она «закрылась» вместе с посёлкообразующим дереводобывающим предприятием в конце 90-х.

А жить здесь комфортно благодаря расположению и природе: Орёл – это остров, омываемый Камой и Черным озером и окруженный реликтовыми соснами; песчаные пляжи посёлка могут конкурировать со средиземноморскими; до райцентра ехать всего 15 минут, а до Березников – 30. Неудивительно, что летом население увеличивается, как на настоящем курорте: в 5 раз, до 10 тысяч человек. Дачники и уроженцы Орла, переехавшие в город из-за работы, приезжают сюда на лето.

Проблемы в малых городах российской глубинке очень похожи, но к их решению жители подходят по-разному. Ресурсы есть много где: исторические памятники, местные легенды, ремесленные или гастрономические традиции. Важно правильно ими воспользоваться. Удаётся это там, где есть активный лидер и население способно объединиться. Это видно по участникам программы Фонда Тимченко «Культурная мозаика», направленной на поддержку социокультурных проектов. Один из участников «Культурной мозаики», получивший поддержку фонда в 2017 году – проект «От 1 до 101», созданный в поселке Орёл.

Приёмный посёлок

В начале 2000-х годов орлинцы стали брать детей в приемные семьи. «Первооткрывателем» этого движения стала Варвара Рыжик. Её приемная дочь Екатерина Половникова уже закончила школу, стала мастером ювелирного дела, у Кати муж и двое детей. Она поддерживает очень теплые и по-настоящему семейные отношения со своими родными: приёмной матерью – Варварой Рыжик и её дочерью Светланой, которые зовут её не иначе как «наша Катя».

Среди первых была и семья Ларисы и Николая Молоковских, чьи собственные дети, повзрослев, также стали приёмными родителями. 

Сейчас в Орле проживает 20 приёмных семей, а всего за эти годы орлинцы воспитали почти двести приёмных ребят.

В свое время в местной администрации даже возник вопрос, почему приёмные дети так удачно приживаются в орлинских семьях: практически не бывает отказов от детей, все они получают среднее образование. И пришли к выводу, что это, отчасти, заслуга не только приемных родителей, но и Орлинской средней школы, где треть учеников – приёмные дети, однако, там никогда не было ни дискриминации, ни намёков на обидные словечки и взгляды. Учителя по-доброму относятся к приёмным детям, зная и понимая, как нелегко начался их жизненный путь, и как много недетских неприятностей выпало на их долю.

Приёмное родительство требует не только психологических и педагогических навыков, но и юридических знаний: большинство орлинцев, найдя работу и внеся вклад в решение проблемы сиротства, столкнулись с одинаковыми проблемами. Оформить договор опеки, разобраться в финансовых нюансах, помочь детям после выпуска и семьи получить квартиру… Органы опеки не оказывают индивидуальные консультаций, приходилось обращаться за платными. Но люди, которые однажды нашли коллективное решение, снова объединились – созданное в 2009 году Некоммерческое партнёрство приёмных родителей «Открытая дверь» начало действительно открывать двери. Статус организации расширил права и возможностей приёмных родителей: стало проще получать консультационную помощь, участвовать в программах обучения. А потом уже и приёмные родители начали открывать двери. Партнёрство проводило детские праздники, организовывало экскурсии. В 2013 году появился детский исторический театр «Ожившая история» – родители хотели, чтобы дети чем-то совместно занимались, приобщались к искусству и истории родного края. Первая постановка называлась так же, как и сама студия, «Ожившая история».

Открытая дверь

В 2013 году НП «Открытая дверь» возглавила Ольга Зырянова, учитель истории Орлинской школы. Она предложила пригласить в студию не только приёмных детей – студия расширилась, сейчас в ней три возрастные группы, всего актёров – более 50 человек. Большинство из них – дети из приёмных, малообеспеченных и многодетных семей, но в «Ожившую историю» принимают всех желающих. «Я понимаю, что артистами наши дети не станут, но идея в другом. Мы хотим, чтобы дети не боялись искусства – уже сейчас театр им близок, а близкое, как известно, не страшно. Искусство стало тем, что наши дети понимают и чувствуют.

Для меня важно, чтобы мальчишка, который вырос, и у которого есть 500 рублей в кармане, приглашая девушку на свидание, купил не бутылку вина, а билеты в театр», – рассказывает Ольга Зырянова, каким она видит отложенный результат работы студии.

Близким для детей «Ожившей истории» становится не только театр. Коллектив активно ездит на выставки. Не раз были в Пермской государственной художественной галерее,в Усольском историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых», где проходят не только экскурсии, но и мастер-классы, и уроки для участников проекта. Многие поездки становятся семейными – родители, бабушки и дедушки ездят вместе с детьми.

Театр живёт и развивается: костюмы заказывают по интернету, привлекают экспертов – театру помогает художественный руководитель театра для детей и юношества «Бенефис» из Березников, а хореограф приезжает из Усолья. У всех, кто связан со студией: детей, родителей, местных жителей, — всё время появляются новые идеи. Чтобы поддерживать проект и воплотить идеи, нужны средства. В их поисках Ольга обратилась за грантами. В 2017 году проект «От 1 до 101», направленный на то, чтобы вовлечь в театральную деятельность жителей посёлка, получил поддержку программы Фонда Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сёл», направленную на развитие социокультурных проектов. Получает проект финансирование и в других конкурсах, Ольга рассчитывает также привлечь постоянных спонсоров из числа крупных предприятий, работающих в Пермском крае, которые взяли бы «шефство» над театром. Помогает коллективу и местная администрация, которая финансирует поездки.

Мотивация на… слёзы

Репертуар студии разнообразен: «Сказ про Федота-стрельца», мюзикл «Щелкунчик», «А зори здесь тихие». Чтобы сыграть в спектакле военного времени дети пересмотрели много военных фильмов – оказалось, что раньше они их не видели. А для того, чтобы актёры не выгорели, их приходиться мотивировать.

– Дети! Сегодня очень важный день – в зале глава администрации, а нам – костюмы покупать, в Пермь ехать… Доведем его до слёз?

Глава администрации и его заместитель с тех пор – лучшие друзья детского театра.

В другой раз – спектакль в посёлке.

– Дети! Все, что было до этого, не так важно, как сегодня. Потому что в зале – главные люди: ваши родители, ваши бабушки и дедушки. Мне кажется, они даже не представляют, что вы можете быть такими серьёзными, что вы можете так проникновенно играть.

Или – выступление в школе.

Дети! Сегодня в зале учителя. Это они вас ругают, они говорят, что плохо учитесь из-за того, что театр много времени отнимает. Покажем им?

Спектакль «Легенды Орла-городка» поставлен в рамках проекта «От 1 до 101», и, как и планировали авторы проекта, в нём участвовали многие местные жители. Заключительная сцена завершается, как в «Иване Сусанине» – хором «Славься» – в исполнении пожилых жительниц посёлка. Спектакль основан на произведении В.И. Немировича – Данченко, родного брата известного режиссера, «Легенда о Камской разбойнице Фелистате», переложенном в стихотворную форму. Героиня легенды – девушка Фелистата была непримиримого нрава и недюжинной силы. Она даже ударила оскорбившего её помещика, за что Фелистату посадили в тюрьму. Но неволя – не для неё: она вынесла ворота и бежала. Одно имя Фелистаты наводило ужас на купцов – она хозяйничала на Каме, была сибирским Робин Гудом. По легенде, слышали о Фелистате и на Волге, где она мерялась силами со Стенькой Разиным…

Актёры-волонтёры

Коллектив «Ожившая история» уже известен в районе, детей приглашают участвовать в фестивалях и других мероприятиях. Однажды они выступили с «Щелкунчиком» в Березниковском реабилитационном центре для детей с ОВЗ. Первое выступление перед особенными детьми было особенным – занятые подготовкой к выступлению, руководители коллектива не предупредили, кто будет зрителями «Щелкунчика», и актёры растерялись, увидев детей с ОВЗ. Но эту растерянность заметили только педагоги театра, которые хорошо знают своих детей. Выступление прошло отлично, зрители были очень рады вниманию и спектаклю. После концерта с актёрами поговорили, и все вместе приняли решение поддерживать центр и дальше.

Теперь ребята из театральной студии из Орла приезжают в центр в Березниках не только выступать – они вовлекают пациентов центра, организуют для них занятия с простыми танцевальными движениям, планируют проводить виртуальные экскурсии и мастер-классы. Такие встречи, по мнению Ольги Зыряновой полезны всем: «Детям, которые ежедневно борются с тяжелым недугом, очень важна наша поддержка – ведь они общаются только друг с другом и родителями. А наши дети вовлекаются в добрые дела, учатся помогать». 

Проектная деятельность

Кто брался привлекать гранты и конкурсы для реализации задуманных проектов, знает, что для успеха нужны навыки проектной деятельности. На семинарах, которые организуют для победителей программы «Культурная мозаика», Ольга Зырянова получила новые знания и узнала о своих ошибках. Раньше, по её словам, Ольга занималась в студии всем, считала, что так и должно быть, и даже гордилась тем, что справляется сама.

Теперь Ольга научилась формировать команду, распределять полномочия, привлекать к проекту жителей и выстраивать с ними партнёрские отношения.

Инициативных жителей оказалось немало. Например, семья Ушаковых-Клыковых Натальи Владимировны и Сергея Олеговича – молодые пенсионеры, бывшие военные, вошли в группу волонтёров проекта и организовали на базе Дома культуры детскую арт-студию «Орлята». До этого в Доме культуры работало несколько коллективов, но все были ориентированы на возрастных участников. Теперь арт-студия – главный организатор всех праздников в Орле: новогодний бал-маскарад, рождественский фестиваль, масленичные гуляния, День Победы. «Орлята» стали дружной творческой семьей: вместе отправляются в короткие путешествия, на природу, устраивают праздники, отмечают дни рождения… А дважды в месяц все коллективы посёлка собираются на сводные репетиции.

Увлеклись проектной деятельностью и дети из студии «Ожившая история». Они реализовали коллективный проект «Мы – экскурсоводы», ведут исторические исследования по краеведению. Исследовательские работы охватили практически весь период истории посёлка: от Сибирского похода Ермака до истории казачества и современного поискового движения. Их проекты уже отмечены наградами на всероссийских конкурсах.

Что изменилось? Ольга Зырянова говорит, что проект действует подобно магниту, объединяя всех активных жителей. Изменения произошли и в самом НП «Открытая дверь» – команда стала более сплочённой и работоспособной. В Орле появляются новые инициативы, создаются творческие коллективы. Интерес к родной истории и культуре и театр театра сплотили жителей и люди начали осознавать свою ответственность за жизнь и развитие родного посёлка.

По материалам электронного журнала «Филантроп»