Огонь, батыры и средневековый биатлон.

По материалам портала Старна.ру

Как вызвать интерес к истории и собственным корням - на примере нескольких удмуртских деревень.

Этим летом в Удмуртии начнется строительство культурно-туристического парка «Донды Дор», который по прогнозам будут ежегодно посещать до 100 тысяч российских и зарубежных туристов. Наибольшую часть его территории займет фрагмент средневекового финно-угорского городища. О главных традициях древних удмуртов и способах внедрения архаичной культуры в современную жизнь рассказывает автор проекта, руководитель Центра культуры и туризма Глазовского района Евгений Баженов.

Евгений, откуда такое название — «Донды Дор»?

Название связано с удмуртскими богатырями — прародителями удмуртов. По легенде на горе Солдырь первое городище основал князь Донды-батыр вместе с сыновьями Идной и Гурьей. Сегодня в Глазовском районе, который не без причины называют родиной удмуртского народа, расположено множество археологических памятников финно-угорского средневековья IX–XIII веков. Сами городища — памятники культуры, по закону на них ничего нельзя строить. Но нам очень хотелось воссоздать быт предков, познакомить широкую аудиторию с удмуртскими традициями, поэтому мы решили неподалеку от самих городищ — на территории деревни Адам — создать культурно-туристический парк и назвать его «Донды Дор», что в переводе с удмуртского означает «Земля богатыря Донды». В 2016 году мы вышли с этим проектом на конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» и победили. Так началась история парка, который должен открыться в 2018 году. До конца лета планируем приступить к работе с входной группой: ров, вал, частокол со смотровыми башнями. По сути эта победа стала второй в конкурсе «Культурная мозаика»: в 2015 году мы также вошли в число лидеров. Именно из первой инициативы вырос проект «Донды Дор», став его продолжением.

А почему сразу не стали продвигать парк?

«Донды Дор» — масштабный проект, поэтому нам было немного страшно выступить на конкурс сразу с такой крупной инициативой. Мы решили начать с проекта поменьше — «Чупчи гур — Чупчи моңнары — Мелодии реки Чепцы». Благодаря победе в конкурсе «Культурная мозаика» в деревне Кочишево появилась мультимедийная инсталляция «Храм живого звука». Это наш вклад в сохранение традиционной песенной культуры большого числа народностей, которые здесь проживают: удмурты, татары, русские, бесермяне.


Что собой представляет проект?

В «Храме живого звука» мы собрали песни, звуки, напевы, которые сопровождают человека на протяжении его жизни — от рождения до смерти. Посетители совершают экскурсию по этому жизненному пути. Есть экспозиции с колыбельными песнями, звуками детского свистка, свадебными мотивами, звуками живой природы и предметов быта. Например, в одном из звуковых образов гости храма слышат звук пилы, удары по сковороде на фоне голосов бабушек, которые исполняют древние песни. 

В другой экспозиции провожают человека в последний путь погребальные причитания. Но смертью мы не заканчиваем, все переходит в другую жизнь: на фоне похоронных песен бьет метроном, и этот звук переходит в звук биения сердца.

Задача инсталляции — помочь человеку переосмыслить жизнь. Современный темп жизни очень высокий, а здесь можно остановиться, подумать о главном. Мы планируем создать на базе «Храма живого звука» психологическое пространство и привлечь психологов, которые занимаются арт-терапией.


 

Если вернуться к парку «Донды Дор», то его строительство начнется только этим летом, однако число туристов, приезжающих в Глазовский район, уже выросло в два раза. С чем это связано?

Полагаю, что это результат нашей работы. Мы решили подогревать интерес к проекту с помощью различных мероприятий. И в этом нам уже помогает местное население, которое объединилось благодаря «Донды Дору». Так, например, при поддержке местного научного сообщества, общества снегоходчиков Глазово и других активных граждан в конце февраля 2017 года мы провели уникальный исторический эксперимент «Сигнальные костры Донды Дора». Решили проверить на практике теорию сигнальной связи между нашими крупнейшими городищами. Для этого на семи городищах примерно в одно и то же время зажгли костры. Эксперимент распространился на территории в 44 километра.

Не все удалось: одна гряда была хорошо видна, другая — не очень. Нужно еще продумывать саму сигнальную систему. Скорее всего, в следующий раз попробуем звуковой вариант передачи сообщений. В удмуртской традиции есть несколько музыкальных инструментов, имеющих сакральное значение. Например, тангыра, который раньше как раз использовался для передачи информации от одного поселения к другому. Мы планируем использовать этот инструмент в следующем году и тем самым еще раз подчеркнуть связь нашей работы и древних традиций.

После эксперимента все участники отправились в деревню Адам — на место, где появится парк «Донды Дор», и провели ритуал по добыче живого огня. По этому случаю был сооружен специальный станок для розжига. Согласно легендам, огонь, добытый трением, имеет живительную силу: люди верили, что он очищает жилища.

Какие еще мероприятия, посвященные проекту, вы провели?

Большой интерес вызвал конкурс «В поисках Донды-батыра». Это своего рода конкурс красоты для мужчин. Мы решили отыскать современного богатыря, который бы мог стать героем легенды о Донды. К участию приглашались мужчины старше 35 лет, которые хорошо знают историю и традиции нашего края. Чтобы определить победителя, мы предложили всем конкурсантам пройти несколько испытаний, показывающих их интеллектуальную и физическую мощь. Например, нужно было из куска металлической арматуры согнуть цифру. 

Победителем стал житель старинной удмуртской деревни Трубашур Иван Максимов. Это наш посланник. Он будет представлять проект «Донды Дор» на всех официальных мероприятиях и презентационных встречах.

Также в рамках реализации проекта «Донды Дор» была запланирована сюжетно-ролевая игра «Эпоха Донды», которая прошла в начале июля. Ее участники смогли перевоплотиться в средневековых князей, дружинников и купцов. А 24 июня состоялся фестиваль «Гербер» по теме легенд о богатырях Дондинского круга. Есть идеи об организации гонок на тракторах, о проведении фестиваля живых звуков и даже средневекового биатлона.

 

Молодежь привлекаете?

Да, одно из новых направлений, которое мы сейчас развиваем, — «Донды панк» — как раз ориентировано на привлечение подростковой среды. Чуть ранее разработали молодежную развивающую лингвистическую настольную игру, в основе которой лежит средневековый удмуртский эпос. Правила игры и игровые карточки написаны на русском и удмуртском языках, что позволит молодежи прикоснуться к своим истокам. Игра позволит ближе узнать историю и природу Удмуртии.

 

Пока идет строительство парка «Донды Дор», на что порекомендуете посмотреть туристам и в каких экскурсиях принять участие?

Мы разработали 10 различных маршрутов. Есть экскурсии, направленные на знакомство с этнической составляющей. Например, маршрут в Пусошур на табани, который называется «Удмуртские блины». 

Можно также посетить Золотаревский дом культуры, где гостей встречает народный фольклорный коллектив «Пестросаес», который исполняет обрядовые песни и самобытный художественный свист. Есть экскурсии с историческим уклоном. Самый любопытный, пожалуй, маршрут по «Сибирскому тракту» — дороге, через которую раньше ежегодно проезжало 18 тысяч арестантов. Туристы смогут познакомиться с жизненным укладом заключенных в формате «испытано на себе». На людей наденут кандалы и прогонят по участку длиной 300-400 метров. Потом посадят на телегу, которая довезет «арестантов» до первой на нашей территории —  деревянной школы XVIII века, в которой останавливался еще Федор Михайлович Достоевский. Уверен, что незабываемые эмоции и впечатления гарантированы.