Фонд Тимченко

Поддержка развития образования в малых городах стала предметом обсуждения экспертов

24 сентября состоялся круглый стол Экспертного совета по малым территориям и Национального фонда подготовки кадров. Предметом обсуждения стал  поиск оптимальной модели будущего образовательного сектора на малых территориях.

В дискуссии приняли участие: Ирина Аржанова - исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, Антонина Ватолкина - член комитета по содействию профессиональному и бизнес-образованию Торгово-промышленной палаты РФ, Андрей Максимов - председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, Мария Морозова - генеральный директор Благотворительного Елены и Геннадия Тимченко, Владислав Шулаев - сопредседатель комитета Российской ассоциации по связям с общественностью, брендингу и продвижению территорий, Ольга Гай - руководитель проектов направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок, Александр Каючкин - руководитель проектов rabota.ru, ucheba.ru, эксперты высшей школы представители некоммерческих структур и др.

Актуальность темы дискуссии продиктована миграционным фактором. Так, в малых городах и на сельских территориях традиционно существует дисбаланс между спросом на образование и предложением. Этот дисбаланс во многом стимулирует миграцию на выезд с целью получения высшего образования, что меняет возрастную структуру в самих поселениях, способствуя дальнейшему ухудшению демографической ситуации. Однако изменение требований к навыкам и знаниям (возрастание спроса на компетенции, а не на предметное знание), распространение онлайн-обучения, мировой тренд на поиск новых моделей и форм образования дают малым территориям шанс встроиться в образовательную повестку 21 века.

В заседании круглого стола в режиме видео-конференц-связи приняла участие Наталья Ильина, проректор по инновационному развитию Ульяновского государственного университета.  Наталья Ильина представила опыт работы опорного вуза, УлГУ,  в городе Инзе, который относится к категории малых городов России. Данная практика была освещена в рамках реализации стратегического проекта «Проектный офис: Университет & Муниципалитет+» программы развития вуза.

Участники обсудили также  роль образовательных организаций в малых городах России, их оптимальные функции и возможности, непрерывность образования и дистанционное образование применительно к малым территориям. Эксперты пришли к выводу, что традиционные преимущества малых городов – компактность, мобильность, соразмерность человеку позволяют при наличии других факторов эффективно размещать в них образовательные мощности. От того, сможет ли Россия создать работающую модель образования для малых территорий, зависит будущее малых городов и сёл.

По итогам круглого стола будет сформирован Экспертный доклад, посвященный инструментам развития образования на малых территориях. Доклад будет представлен в федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления, общественные организации, экспертные и аналитические центры и в СМИ.