«Важен “шкурный интерес” горожан»: интервью с Ириной Ирбитской

Материал подготовлен Экспертным советом по малым территориям 

В конце марта завершился первый этап грантового Конкурса проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. До 1 мая комиссия будет оценивать отобранные заявки. Города могут получить до 100 млн. рублей. Архитектор и городской планировщик, руководитель экспертной группы Национального проекта «Жилье и городская среда» Минстроя РФ, консультант программы развития ООН, участник работы Экспертного совета по малым территориям Ирина Ирбитская рассказывает о значении конкурса для малых городов и о том, как город может повысить свои шансы на победу.

ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРСА МИНСТРОЯ

Государство стало заниматься малыми городами.

Предыдущая версия стратегии пространственного развития России 2024 предполагала поддержку только крупных городов и городских агломераций. Сейчас институциональная власть осознает значение малых городов для развития страны. Это правильный вектор, как быстро мы добьемся качественных преобразований будет зависеть от усилий абсолютно всех в стране.

Система выделения государственных грантов на городское развитие – распространенный инструмент в европейских странах. В этом смысле нас всех надо поздравить с тем, что этот конкурс есть, – в России начинают применять современные подходы и инструменты.

Конкурс показал устойчивые дефициты городов.

Первый дефицит – управленческие компетенции. Нашим городам остро не хватает компетенций и навыков в области комплексного управления городскими процессами и трансформациями. Они не знают, как интегрировать внутренние компетенции, как искать и привлекать внешние, дефицитные для города компетенции; как оценивать и выбирать предложения и проекты; как управлять инвестициями, как интегрировать внутренние мелкие и средние инвестиции. То есть это ситуация, когда нужно опереться на внешний по отношению к городским управленцам ресурс. Однако в наших муниципалитетах отсутствуют навыки и компетенции принятия решений, находящихся за пределами компетенций городского управленца. Когда нужно делегировать принятие решения экспертам и горожанам, просто довериться, они принимают решение, исходя из своей логики. А эта логика ограничена тем образованием и тем опытом, которое городской управленец получил.

Второй дефицит – экономические и финансовые компетенции. Городская экономика и городские финансы – очень сложные системы, они сильно отличаются от прочих видов экономики и финансов. Несмотря на это в очень многих муниципалитетах вообще не отличают экономику от финансов. Часто нет понимания, что на каждый вложенный рубль нужно получать условные два рубля прибыли. Наши городские управленцы воспринимают государственные деньги просто как дотацию на латание дыр, а не как ресурс для запуска преобразующих процессов. В стране в целом господствует экономика бедности. Конкурс показал, насколько велик разрыв между тем, что с городом нужно делать, и тем, куда направляются и как расходуются средства. Этот разрыв между задачами и ресурсами, неспособность управлять почти ничем, кроме перекладывания асфальта, приводит к предсказуемому результату – сколько денег ни дай, хорошего получится мало.

Если следовать логике, то получается, что раз муниципалитеты не умеют управлять финансами, то и денег им давать не надо? Нет, надо! Потому что это практика и опыт. Муниципалитеты, сталкиваясь с более сложными задачами, чем те, которые они привыкли решать, начинают осознавать свои дефициты компетенций, у них формируется запрос на развитие этих компетенций.

Стоит отметить, что не только малые города, но вообще все города страны не видят ресурса мелких и средних инвестиций. Получив небольшой грант от государства, явно недостаточный для качественной реализации проекта, малые города начинают искать дополнительный ресурс. Городские управленцы начинают привлекать, в том числе, ресурсы жителей, у которых есть время, деньги и руки. Другими словами, малые города, которые крупных инвестиций и не видели никогда, начинают привлечение мелких и средних инвестиций. А это ключевой инструмент обеспечения устойчивости позитивных городских преобразований. Если конкурс будет продолжаться по тем же правилам в течение семи лет, малые города обгонят крупнейшие по уровню управленческих компетенций в области устойчивого развития.

Конкурс выявил проблему с «вовлечением жителей» в разработку городских проектов.

Хорошо, что у нас в стране впервые начали спрашивать жителей о том, что они думают о проектах градостроительного развития. Однако, фразу «учесть мнение жителей» нужно переписать во всех документах городского развития. В деле устойчивого городского развития важнее шкурный интерес горожан. Точнее, их личные жизненные стратегии. Город может реализовать свою стратегию, только если она включает стратегии всех его горожан. Нужно разрабатывать финансово-управленческие модели, в которых каждая группа горожан, объединенных по стратегическим интересам, может работать над проектом, а не просто выражать мнение, или участвовать в субботниках. Работать в проекте, значит вкладываться в него, четко осознавать свою выгоду, уважать выгоды других и осознавать общую выгоду для города.

Приоритет мнений, сиюминутных выгод или нужд – это из культуры бедности. Частный пример из жизни. Строительство многоэтажного дома в квартале малоэтажной застройки. Девелопер предлагает жителям денежную компенсацию за предоставленные неудобства. Логика культуры бедности ведет к тому, что это самое «мнение жителей» большинством голосов принимает проект. В результате компенсация быстро кончается, а неудобства остаются. Городской управленец должен осознавать, что мнение жителей, большинство голосов – это исключительно политический, но не преобразующий ресурс. Для преобразования города нужны стратегические интересы горожан и продуктивный баланс этих интересов. Думаю, этот момент в конкурсной программе будет исправлен и дополнен финансово-управленческими моделями в виде дифференцированных пакетов для городов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ГОРОДАМ-УЧАСТНИКАМ

Архитектура. Как архитектор и эксперт в области архитектуры, я в первую очередь оценивала уровень архитектуры. Можно поработать с городскими интересами, создать очень убедительную финансово-управленческую модель, но, если архитектура низкого уровня, нужно отклонять проект. Потому что архитектура – это то, что останется после всех, кто работал в проекте. Насколько архитектура относится к высокому искусству, настолько устойчивым будет город, и настолько же увеличиваются шансы на получение гранта.

Экспертиза. Не стоит делать все своими руками, нужно привлекать экспертизу. Стоит работать только с зарекомендовавшими себя профессионалами, потому что скупой платит дважды, а в данном случае скупой не получает 50 млн руб. Экспертиза нужна по всем аспектом конкурсного задания, поэтому нужны эксперты разных компетенций. Огромное значение имеет качество проекта, нужно привлекать не только проектировщиков, но и качественных архитекторов.

Строительный подрядчик. Важно готовить заявку заранее и заранее же искать подрядчиков, которые будут реализовывать проект. Участие подрядчиков в самом начале проекта, с одной стороны, на ранней стадии проекта позволит выбрать лучшего/лучших, с другой стороны — адаптирует проект к возможностям города. Это повысит реализуемость проекта. Можно нарисовать в проекте золотые купола, а потом придет условный дядя Ваня и сделает их из пластика. Стоит понимать, что такой сценарий всегда виден опытному эксперту.

Создание новых рабочих мест. Есть два типичных случая с обоснованием количества рабочих мест. Первый случай – на конкурс выставляются проекты, которые не генерируют экономической ценности. Пишут, что проект создаст 27 рабочих мест, из них 25 – муниципальные работники. Для бюджета это не доходы, а расходы. Второй случай – проект в перспективе может создать рабочие места, но представители муниципалитета не могут это доказать. Проект в долгосрочном горизонте создаст 80 рабочих мест, но администрации это сказали архитекторы, а как появятся рабочие места, глава города не знает. Очень важно показывать этапы загрузки проекта: в каком году появятся рабочие места, когда проект выйдет на окупаемость и бюджет начнет получать доходы. Бывают проекты, которые на первой фазе создают только муниципальные рабочие места, но важно доказать, что через два года за счет благоустройства возникнут еще семь других рабочих мест. Например, инвесторы хотят построить гостиницу, но пока боятся, потому что место выглядит плохо. Это логика, ее нужно разворачивать. Конечно, муниципалитетам, которые не привлекли соответствующих консультантов, сложно это сделать.

Стратегические интересы горожан. Как городской планировщик и эксперт в этой области, я очень внимательно смотрела на то, как в проекте представлены стратегические интересы горожан: это просто мнение, или они реально участвовали в разработке проекта. Нужно понять, каким образом проект реализует жизненные стратегии граждан. Важно, когда в проекте показано, как именно горожане готовы вкладываться в проект: не просто ходить в парк на субботники, а готовы ли тратить свое время и деньги, готовы ли своими руками что-то создать. Только так проект может доказать свою нужность городу. Если никто не готов даже свое время потратить на него, значит, проект никому не нужен и грант будет потрачен напрасно.